Создан Экспертный совет проектов развития железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры
Заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Александр Зажигалкин специально для НП «ОПЖТ» рассказал о создании Экспертного совета проектов развития железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры при АНО «Инновационный инжиниринговый центр». Установочное заседание Экспертного совета состоялось 10 марта в Москве.
– Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, про Экспертный совет – что это за структура, каковы цели ее создания?
– Экспертный совет создан при АНО «Инновационный инжиниринговый центр», учредителями которого являются компания «Иннопрактика», ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «ГМК Норильский никель», ПАО «НК Роснефть» и ряд других российских корпораций. «Инновационный инжиниринговый центр» создан в 2018 году для решения задач по организации внедрения импортозамещающей и инновационной продукции.
За три с небольшим года своей работы «Инновационный инжиниринговый центр» накопил очень хороший опыт взаимодействия с крупными российскими компаниями.
В январе этого года «Инновационный инжиниринговый центр» начал активно работать с ОАО «РЖД». Между компаниями был заключен договор на 3 года, в результате реализации которого центр должен будет реализовать ряд проектов по внедрению импортозамещающей продукции для железнодорожной отрасли. Важно отметить, что под внедрением подразумевается не просто допуск к применению этой продукции, а организация закупок в существенных промышленных масштабах. И эти проекты будут направлены на решение критически важных задач по импортозамещению.
Для реализации этих задач на базе «Инновационного инжинирингового центра» создан проектный офис - Дирекция проектов развития железнодорожного транспорта. Также было решено сформировать Экспертный совет, который будет оценивать актуальность и перспективность предлагаемых проектов, выдвигать собственные предложения по новым тематикам, рассматривать предложения производителей техники в области импортозамещения и участвовать в мониторинге реализации проектов.
– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о роли «Инновационного инжинирингового центра» и Экспертного совета, какие функции будет реализовывать каждый из них?
– «Инновационный инжиниринговый центр» берет на себя несколько задач в рамках этого сотрудничества.
Первая – обеспечение межкорпоративного заказа на импортозамещающую и инновационную продукцию. «Инновационный инжиниринговый центр» синхронизирует потребности и объемы закупок продукции для «РЖД» с другими корпорациями-партнерами центра.
Вторая функция – собственно организация управления проектами, которые в том числе будут обеспечивать импортозамещение.
Третья функция – организация промышленной кооперации, то есть проработка взаимодействия с производителями и теми, кто будет в наибольшей степени готов к проведению соответствующих опытно-конструкторских разработок, постановке продукции на производство и сервису при эксплуатации. Эти компании будут привлекаться в качестве технологических партнеров. Это непростая промышленная цепочка, но ее надо формировать, прежде всего используя ресурсы участников-членов НП «ОПЖТ».
Еще одна важная функция, которая будет реализовываться АНО «ИИЦ» – мониторинг существующих мер господдержки и содействие в организации получения такой поддержки, где это требуется. Например, Правительством недавно создан новый институт развития – «Центр поддержки инжиниринга и инноваций». Он будет выдавать гранты на разработку и создание производства новой продукции под задачи российских корпораций в размере до 250 млн рублей, что актуально в том числе для высокотехнологичных компаний транспортной отрасли.
Экспертный совет, созданный при «Инновационном инжиниринговом центре», будет оказывать практическую поддержку в отборе проектов для решения задач РЖД. Его первая задача — это подготовка предложений по тематикам проектов. Здесь важно отметить, что Совет – это консультационный орган, решения которого носят рекомендательный характер. В нем собраны авторитетные участники отрасли, о которых я расскажу чуть позже.
Вторая задача совета – это рассмотрение концепций проектных предложений. Члены Экспертного совета будут рассматривать и давать свою оценку предложениям проектного офиса, а также предложения и рекомендации по научному, ресурсному и промышленному обеспечению проектов.
Также Экспертный совет будет участвовать в мониторинге реализации проектов. Будет давать при необходимости корректировки по актуализации, дополнения или рекомендации по преодолению каких-то критических этапов при организации и реализации проектов.
– Кто входит в Экспертный совет и какая роль НП «ОПЖТ» в его работе?
– В состав Экспертного совета вошли наиболее авторитетные специалисты железнодорожной отрасли. Это независимые инженеры-практики, обладающие высокими компетенциями в области железнодорожного машиностроения. Председателем совета был избран Президент РУТ (МИИТ) Борис Лёвин, его заместителем - Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович. Членами Экспертного совета, помимо меня, стали первый заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» Александр Косарев, научный руководитель АО «НИИАС» Игорь Розенберг, первый заместитель генерального директора АО «НИИАС» Ефим Розенберг, председатель ОУС ОАО «РЖД» Борис Лапидус. В состав совета также приглашены первый проректор ПГУПС Тамила Титова и ректор СГУПС Алексей Манаков
.Партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» будет играть существенную роль в работе Экспертного совета. Члены Партнерства имеют промышленные наработки и промышленные возможности для производства продукции, которая ранее закупалась за рубежом. Это один из наиболее квалифицированных экспертно-аналитических центров в РФ в железнодорожной отрасли.
Промышленность в Экспертном совете будет представлять Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович.
Функции оргподдержки работы совета берет на себя Ассоциация «Транспортная наука», которая тем самым реализует договор о сотрудничестве с НП «ОПЖТ». Я буду ответственным секретарем Совета.
– По каким критериям будет проводиться отбор проектов в сфере импортозамещения?
– При отборе проектов должны учитываться несколько критериев. Первый критерий – критичность технического решения для Холдинга «РЖД» с точки зрения необходимости импортозамещения. Второй – возможность закупки оборудования или продукции не только «РЖД», но и другими игроками рынка, в т. ч. из других отраслей.
Скажем, условный инновационный локомотив, выпускаемый в России, будет закупать не только «РЖД», но и другие участники рынка. Если продукция межотраслевая (например, дизели), то гарантировать их закупку будет не только «РЖД», но и другие крупные корпорации.
Еще раз подчеркну, что планируется работа не в формате «вы сделайте, а мы потом возможно купим», а гарантированная закупка. Если достигнуты установленные заказчиком функциональные и технические требования, то он будет обязан купить произведенную продукцию в установленном объеме и в установленные сроки по установленным ценам. Такой формат является очень надежным для поставщика, поскольку он получает гарантию закупки своих разработок.
– В каком формате будет работать Экспертный совет? Какие требования будут предъявляться к проектам?
– Экспертный совет будет работать в онлайн и офлайн форматах. Периодичность встреч будет зависеть от количества и динамики появления вопросов, требующих рассмотрения.
Проекты в настоящее время формируются специалистами «Инновационного инжинирингового центра», перед которыми стоит задача подготовить за первые полгода не менее трех полноценных проектных предложений и сформировать не менее десяти направлений для дальнейшей проработки в интересах «РЖД». Скорее всего, с учетом ситуации, проектных предложений будет сделано больше.
Также мы надеемся, что члены экспертного совета помогут привлечь в эти проекты наиболее конкурентоспособные высокотехнологичные компании, специалистов, экспертов, то есть поспособствуют выстраиванию научно-технической, интеллектуальной и инженерной поддержки тех предложений, которые планируется реализовать.
Требования к проектам достаточно простые. Это масштабные проекты, которые являются критичными для работы отрасли в условиях санкций. Срок их реализации не может превышать 4–5 лет, а по самым наукоемким – до 7 лет. Важно наличие российского производителя, который может и готов организовать соответствующее производство.
– Какие задачи стоят перед Экспертным советом?
– Мы надеемся, что в нынешних непростых экономических условиях крупные корпорации, высокотехнологичные компании и научные организации сплотятся и обеспечат максимально быструю реализацию соответствующих проектов. Через Экспертный совет планируем получить ту кооперацию науки, производства и бизнеса, которые позволят получить критически важные отечественные продукты.
Будем обязательно рассматривать предложения Валентина Гапановича, выдвинутые на установочном заседании Совета, о расширении спектра рассматриваемых предложений на весь рельсовый транспорт: не только на заказы «РЖД», но и на заказы промышленного железнодорожного транспорта, на заказы, связанные с электротранспортом, с метрополитеном.
Также вместе мы будем продумывать механизмы, которые обеспечат более оперативный допуск продукции на рынок. Эта продукция, если она будет разработана быстро и качественно, должна быть обеспечена необходимыми документами для доступа на рынок.
Источник: НП «ОПЖТ» (opzt.ru)