Мария Владимирова: «Как зеркало отражает и расширяет пространство, так и иллюстрация отображает текст и углубляет его»


17.04.2021
Мария Владимирова: «Как зеркало отражает и расширяет пространство, так и иллюстрация отображает текст и углубляет его»

Мария Владимирова — выпускница University of Arts London Camberwell College of Arts, преподавательница годовой программы по иллюстрации в онлайн-школе Bang Bang Education, иллюстраторка. Она любит животных и гравюры, считает, что нужно ошибаться, чтобы достичь идеала, и уверена, что иллюстратором при желании может стать каждый.

– Мария, когда вы поняли, что хотите быть иллюстратором? Кто-то повлиял на вас в выборе профессии или это было только ваше решение?

– Я рисую, сколько себя помню. А помню я себя с того момента, когда мама мне расстелила обои, чтобы я их не портила на стенах – я изображала на них трехметровых коней. Эти животные с детства были моей страстью. Вообще в детстве на вопрос «кем станешь?» я отвечала: «Конюхом!» То есть тем человеком, который ежедневно общается с лошадьми, как я тогда думала.

Несмотря на любовь к рисованию, первое образование у меня… экономическое. Мы договорились с мамой, что я получу «безопасную» профессию, окончу бакалавриат экономфака и дальше могу делать все, что я хочу. Я так и поступила: экономфак не заглушил желания рисовать. Однако передо мной встал выбор: остаться в России и поступать в Британскую высшую школу дизайна или в Строгановку (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова, – прим ред.), или поехать в Великобританию и поучиться там. Я выбрала второе. И это оказалось для меня правильным решением: я окунулась в чужую культуру и познакомилась с отличным от нашего подходом к системе преподавания.

– А почему вы решили стать не дизайнером, не живописцем, а именно иллюстратором?

– Перед поездкой в Британию, мне нужно было определиться со специализацией. Сотрудники выездного комитета University of the Arts London мне в этом помогли. Я понимала, что не хочу быть дизайнером, и курс по искусству меня также не привлек. Мне нравилось рисовать именно детальные картинки, и мне посоветовали идти на иллюстрацию. Я поняла: это мое. Ведь иллюстрация — это визуальный ответ на текст. То есть это не буквальная трансляция того, что ты только что прочитал, а обыгрывание, трансформация текста. Как зеркала напротив друг друга создают новое пространство, в котором получается коридор, так и иллюстрация отражает текст и углубляет его. Иллюстрация – она всегда «зачем-то», а не потому что «мне хотелось сделать красиво». При этом иллюстратор ограничен текстом, не может выйти за его рамки, но там, внутри этих ограничений, есть большой коридор для творчества.

– Сложно было учиться? Художественное образование в Англии отличается от российского?

– У меня по местным стандартам был хороший английский: я могла читать книги, смотреть фильмы, общаться, но учиться было поначалу тяжело. Больше года у меня ушло, чтобы привыкнуть общаться по-английски везде, даже по телефону. Но лекции я понимала и слушать их было интересно. Первый курс – Foundation Degree (FdA) – был практический, он длился два года, это эквивалент бакалавриата в учебных заведениях России. А потом еще год я училась, получая Master degree, то есть окончила магистратуру.

Российское и английское образование, конечно, отличаются. В нашей стране оно более теоретическое, а в Англии – практическое, прикладное. В University of the Arts London преподавателями на курсе были люди, которые сами реализовывали проекты для клиентов, то есть работали в этой индустрии. Они давали нам брифы, техническое задание от своих заказчиков, объясняли вводные: например, кто целевая аудитория, в каком стиле надо сделать проект. А мы предлагали свои решения и потом обсуждали их. Кстати, еще одно отличие: в России не учат говорить про себя, про свою работу, заниматься самопрезентацией. В Англии же учат четко и быстро рассказать про свои лучшие стороны и свои реализованные проекты. Это вполне нормально, в стране прозрачно определены бизнес-процессы, и четкая самопрезентация – один из них.

– Работать по профессии вы начали уже в Англии?

– Да, с первого года учебы у меня уже были первые заказы. Один из интересных и очень важных проектов – работа с компанией Diesel. Мы с представителями компании познакомились на нетворкинг-ивенте, когда нам, 20-летним студентам, дали задание пообщаться, рассказать о себе директорам крупных фирм.

Я подошла к директору по маркетингу Diesel и сказала: «Привет! Я Мария, я люблю рисовать животных. Вот тебе мои открытки. Я буду рада сотрудничать!» Эта история оказалась с продолжением. Меня позвали сперва делать маленький проект: дизайн для вечеринки. Нам понравилось работать вместе, и мне предложили сделать оформление витрин для двух флагманских магазинов в Лондоне. Тогда шла кампания Diesel Island, и концепция предполагала сделать декорации из картона – такие многоуровневые джунгли, которые стояли бы в витрине. Это был первый мой большой проект. Надо было набрать команду – одна бы не справилась – и я привлекла к проекту своих однокурсников. Мы нашли пространство для работы, закупили картон, и провели несколько незабываемых недель, вырезая джунгли. Было интересно донести до команды свои мысли и проследить, чтобы они все сделали правильно. Сейчас я часто совмещаю функции иллюстратора и арт-директора, когда мне надо вдохновить людей делать какой-либо проект. А тогда это было в новинку.

Этот проект был интересен еще и тем, что я обожаю природу и все, что с ней связано. Чтобы нарисовать джунгли, я просмотрела много информации, изучала, как выглядит этот дикий лес, мне надо было воссоздать путаницу корней, сплетение зелени. Наверное, с этого и началась моя одержимость джунглями, я стала много путешествовать, чтобы посетить такие природные уголки, где сохранилась естественная экосистема. Ну а декорации Diesel потом тоже путешествовали, правда только по Англии – использовались для оформления вечеринок в разных городах.

– Иллюстратор – и вдруг оформление витрин? Разве иллюстратор – это не только про книги?

– Профессия иллюстратора интересна тем, что она разносторонняя, разноплановая. Есть возможность реализовывать самые разные проекты. Это и иллюстрации для научных книг, и оформление пространства.

Например, с «Детским миром» мы делали капсульную коллекцию одежды. Началось наше сотрудничество с того, что нас пригласили расписать им стены в переговорных. Нужно было оформить переговорные комнаты в заданной стилистике – у них почти был реализован архитектурный проект и важно было выдержать единый стиль во всем здании. Проект понравился клиентам, и они предложили создать капсульную коллекцию одежду с изображением животных. Круто, что в коллекции были использованы почти без изменений мои заметки из путешествий и зарисовки с лекций. Я всегда ношу с собой блокнот, в который что-то записываю, зарисовываю. Эти мои невычищенные, драйвовые иллюстрации, рисунки животных, птиц очень хорошо вписались в проект.

При разработке коллекции одежды мы вдохновлялись работами британской иллюстраторки Кэти Скотт, она создала детскую коллекцию H&M. Кэти делает стилизованные изображения животных, ее работы композиционно похожи на ранние гравюры на металле. Мне нравится эта современная адаптация традиционных техник печати. А во-вторых, для многих дизайнов детских вещей были использованы рисунки из моих скетч-буков.

– У вас есть своя команда или под каждый проект нужно искать новых людей?

– Через пару лет после возвращения в Москву из Англии мы с моей коллегой создали иллюстраторскую студию Fox And Owl. Обычно, взяв новый проект, мы с ней проводим брейншторм, а потом решаем, кто из нас какую часть задачи выполняет. Если проект вдвоем мы сделать не можем, он слишком большой, зовем коллабораторов: у меня есть широкая сеть профессионалов, с которыми мы объединяемся.

Один из твоих проектов – оформление научных экологических атласов «Черное и Азовское моря» и «Виды – биологические индикаторы состояния морских арктических экосистем», – части проекта, реализуемого совместно «Роснефтью» и компанией «Иннопрактика». Трудно ли было изображать виды птиц, рыб, животных, которые вы никогда не видели?

Я очень давно мечтала работать над иллюстрациями, изображающими именно животных и при этом имеющих отношение к науке. У меня нет специального биологического образования, этот пробел я восполняю тем, что много читаю и путешествую, чтобы увидеть интересующие меня экосистемы, и стараюсь побольше общаться с учеными, которые занимаются какими-то видами животных, растений или водорослей. К началу работы над атласами у меня было накоплено какое-то количество познаний в вопросе, но, конечно, пришлось дополнительно изучать много нового. Особенно это касается полихет (многощетинковые черви – прим. ред.), с ними, сколько б я ни билась, мы общий язык не находим.

Задача научной иллюстрации в том, чтобы специалист, глядя на картинку, мог опознать вид животного, птицы, растения, то есть должны быть детально изображены все видоопределяющие признаки. Приступая к работе над каждой иллюстрацией, я много общалась с учеными, выясняла, в каком ракурсе лучше показать животное, какие есть особенности, на что обратить внимание. Далее я рисовала черно-белое изображение, если все было правильно, то дорабатывала и показывала его в цвете. На иллюстрацию одного вида, как правило, уходило по одному дню, настолько интенсивной была работа.

– Считается, что это «золотой стандарт» для научных изображений – акварель, однако в экологических атласах «Роснефти» и «Иннопрактики» вы использовали маркеры. Решили нарушить традиции?

– Да, я люблю привносить новенькое и «качать лодку», иначе не так весело. Обычно научные иллюстрации делаются тушью и акварелью – исторически сложилось, что долгое время это были единственные материалы, которые позволяют точно передавать особенности линий и цвет, тени, полутени. Я решила делать иллюстрации спиртовыми маркерами. Это современный аналог акварели, дающий яркие и чистые цвета, которые можно смешивать между собой – цвета перетекают, и можно добиться как градиентной растяжки, так и четкой границы цветовых пятен. Маркеры прозрачны, поэтому хорошо подходят для четкого изображения, в котором цвет не мешает детализации.

– В соцсетях много призывов типа «стань иллюстратором с нуля!». Это, что называется, тренд: в любом книжном магазине продаются красивые скетч-буки, которые там и манят освоить новую профессию. Действительно ли можно ли стать «иллюстратором с нуля»? Что нужно для освоения этой профессии, какие качества? Что посоветуете тем, кто хочет стать художником-иллюстратором?

– Я уверена: каждый человек в любом возрасте при желании может стать иллюстратором. Достаточно, на мой взгляд, иметь несколько важных навыков.

Самое главное – это умение размышлять. Иллюстрация решает конкретные задачи. Например, в печатном издании она должна или прямо отразить то, о чем написано в тексте, представив картинку как инструкцию к происходящему в тексте (например, в научных атласах), или же развить мысль, которая есть в тексте, как бы из 2D сделать 3D. Нужно уметь интерпретировать текст, добавлять слой визуальной метафоры к тому, что прямо говорит автор.

У иллюстратора должна быть насмотренность. Например, если вы еще не пробовали рисовать, но вам нравятся изображения в определенном стиле, вы коллекционируете их, составляете некий мудборд, «доску вдохновения», – это значит, что у вас уже есть какой-то уровень насмотренности. В этом случае надо понять, что вам конкретно нравится в изображениях, какая стилистика ближе. Тогда вы поймете, в каком направлении вы как иллюстратор можете развиваться.

Важно иметь свой почерк: чтобы каждый ваш проект говорил о том, что это сделано именно вами. Стиль для иллюстратора не так важен, он даже ограничивает. Например, если вы любите анимэ, и хотели бы рисовать только в этом стиле, это может служить ограничением – далеко не всякий проект можно сделать в этом стиле. Почерк же наоборот освобождает вас от этой границы – вы можете любой проект выполнить в своей собственной манере, вашей особенностью становится способ мыслить, а не определенным образом нарисованные глаза. На выработку почерка требуется время. Это, на первый взгляд, нетривиальная задача – рисовать очень разные вещи так, чтобы было понятно, что их делал один человек. Наконец, в профессии иллюстратора есть совокупность коммуникативных навыков, которые необходимы в работе. Умение общаться, грамотно презентовать себя и свои работы – это очень важно, иначе вы столкнетесь с трудностями в поиске и получении заказов.

Если вы хотите стать иллюстратором, но не знаете с чего начать, – посетите короткие вдохновляющие курсы. Если они придутся по душе, можно продолжить обучение в подходящем для вас формате. Сейчас доступны и онлайн, и очные варианты. Я, например, пробовала и учиться, и преподавать в онлайне, и иногда даже предпочитаю такой формат непосредственному походу в аудиторию.

Мой совет: если вам будет симпатичен контент, который делает преподаватель, и стиль их повествования, учеба пройдет куда легче, чем если вы себя из-под палки будете заставлять учиться в именитом заведении с профессорами, взгляды которых диаметрально противоположны вашим.

– Мария, вы преподаете в классическом учебном заведении? Приходят ли на ваши лекции те, кто уже получил, как вы говорили, «безопасную» профессию, а потом с нуля решил стать иллюстратором?

– Я читаю лекции в онлайн-школе дизайна и иллюстрации Bang Bang Education в рамках годовой программы. Этот курс подходит всем: и тем, кто решил сменить профессию, и тем, кто получает первое образование и опыта в других сферах еще не имеет. Я рассказываю об истории книжной иллюстрации и о традиционных техниках печати, мой блок лекций нужен, чтобы вдохновить слушателей, показать им, что профессия иллюстратора – вещь с корнями, актуальная и классная!

– Как вы оцениваете работы студентов? Какие бывают ошибки у иллюстратора?

– Работы студентов я оцениваю с точки зрения того, что именно можно похвалить. Я стараюсь увидеть сильные стороны каждой работы и хочу, чтобы и авторы, и однокурсники тоже обращали внимание на удачные находки. Поэтому первый шаг любого обсуждения – сказать, где особенно классно получилось. Потом я прошу студентов рассказать о том, что они изобразили. Все, что есть в иллюстрации – результат выбора, иногда не осознанного. Мне важно, чтобы студенты учились понимать, как они делают свою работу и могли рассказать об этом. На технику я обращаю внимание в последнюю очередь. Например, если у автора работы линия неуверенная, я предлагаю человеку сделать некоторые упражнения, чтобы эти моменты скорректировать. Но я никогда не говорю, что это ошибка – это тоже может быть авторское видение.

Иллюстрация не обязана быть изысканной и красивой, больше скажу: она не должна всем нравится. Иллюстрация – это утилитарный инструмент, иногда она бывает даже уродливой. И это нормально.



Источник: АртМосковия (artmoskovia.ru)


Возврат к списку