Акселераторы: Market Рull VS Technology Push


24.02.2021
Акселераторы: Market Рull VS Technology Push

Ежегодно в мире и в России реализуется множество разнообразных акселерационных программ. Советник по развитию негосударственного института развития «Иннопрактика» Анна Исаева в интервью журналу «Стимул» рассказала о тематике, моделях и принципах работы акселерационных программ, реализуемых и поддерживаемых «Иннопрактикой».

— Как давно «Иннопрактика» вовлечена в проведение акселерационных программ и какой опыт имеет?

— «Иннопрактика» поддерживает реализацию акселерационных программ в самых различных сферах: информационные технологии, нефтесервис, биотехнологии, инновации в сфере образования, в легкой промышленности.

Первой акселерационной программой, реализованной при поддержке «Иннопрактики», стала «Формула Биотех». Эта программа проходила в 2015–2016 годах на площадке Научного парка МГУ, а ее участниками стали студенты, аспиранты и молодые выпускники 28 ведущих вузов естественно-научного и медицинского профиля. Тематика программы охватила целый спектр важных направлений, к примеру обеспечение здоровья человека, промышленная биотехнология, биотехнологии в пищевой, химической и других отраслей промышленности. В рамках программы «Формула БИОТЕХ» ее участниками были предложены решения 53 бизнес-задач, поступивших от индустриальных партнеров. Выпускники программы и сегодня продолжают развивать возникшие тогда идеи и проекты.

Главной особенностью акселерационной программы стала ее реализация по модели market pull, что на русский язык можно перевести как «от рынка». Такая модель нацелена на появление новых коммерчески успешных технологических компаний, предлагающих востребованные рынком инновационные продукты.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее что собой представляет модель market pull и чем акселерационные программы, работающие по такому принципу, отличаются от прочих?

— Большинство реализуемых в настоящее время акселерационных программ как в России, так и за рубежом сосредотачиваются на поиске команд с готовыми идеями и наработками. Как правило, в течение акселерационной программы команда развивает тот проект, с которым пришла в акселератор. Конечно, случаются так называемые пивоты (англ. pivot — пивот, вираж — изменение курса движения стартапа с целью протестировать новое направления развития. — «Стимул»), когда полученный в акселераторе опыт подсказывает команде, что их проект необходимо существенно переработать, к примеру сменить бизнес-модель или сферу применения для разработки. Однако наиболее часто команды все же стараются развивать исходный проект в рамках акселерационной программы. Такой подход можно назвать technology push, или «от технологий/наработок», имеющихся у команды.

Подход «от рынка» (market pull) фокусируется на создании новых решений, для которых с некоторой степенью уверенности можно ожидать, что эти решения будут востребованы рынком. Акселерационные программы такого плана работают следующим образом. Ключевым этапом подготовки программы является поиск индустриальных партнеров — такими партнерами, как правило, становятся существующие средние технологические компании, работающие в выбранной организаторами акселератора отрасли. Опираясь на свою экспертизу и опыт работы, индустриальный партнер должен сформулировать, какие ниши сегодня существуют на профильном рынке, какие решения были бы востребованы. При этом организаторам акселерационной программы важно отобрать тематику, имеющую коммерческий потенциал для создания нового отдельного бизнеса. В рамках именно такой научно-технической тематики командам — участникам акселератора предлагается развивать проекты. Команды могут как трансформировать имеющийся у них проект, так и взяться за развитие совершенно нового проекта. Описанный подход, во-первых, позволяет концентрироваться на действительно актуальных решениях, снижая риск того, что развиваемый проект не встроится в существующие цепочки создания стоимости. Во-вторых, в рамках модели market pull в работу над проектами в акселерационной программе могут включаться молодые специалисты, у которых еще, возможно, нет собственной концепции проекта, но есть желание работать в сфере инноваций, создавать новые продукты. Такой подход соответствовал нашей задаче вовлекать студентов, аспирантов, молодых ученых в научно-практическую и проектную деятельность, поэтому мы решили поддержать реализацию акселерационной программы «Формула Биотех» в 2015–2016 годах, а затем повторили этот опыт в 2018 году.

— Как «Иннопрактика» познакомилась с подходом market pull? Как могут представители российской инновационной инфраструктуры, организаторы акселерационных программ подробнее изучить этот подход, чтобы, к примеру, попытаться самостоятельно реализовать программу такого типа?

— В начале 2000-х в рамках акселерационных программ модель market pull активно применяли наши коллеги из Научного парка МГУ. Научный парк МГУ — уникальная организация, один из старейших технологических парков России (Научный парк МГУ образован в соответствии с решением ученого совета МГУ от 15 октября 1990 года. — «Стимул»), из стен которого вышло немало российских высокотехнологичных компаний. Чтобы помочь талантливым молодым людям, студентам применить свои научные знания на практике, создать собственный стартап, коллеги из Научного парка МГУ разработали специализированную акселерационно-образовательную программу, опирающуюся на модель market pull. Нас как институт развития заинтересовала эта методическая наработка: реализация акселерационных программ такого типа может не только развивать существующие проекты, но и приводить к формированию новых востребованных решений и тем самым способствовать росту российской инновационной экономики.

По нашей просьбе коллеги из Научного парка МГУ взяли на себя подготовку методического пособия, содержащего описание их «рецепта» проведения акселерационных программ по модели market pull. В настоящее время мы предлагаем командам, которые приходят в «Иннопрактику» с идеей организовать ту или иную новую акселерационную программу, познакомиться с этим принципом работы. Опыт показывает, что это бывает крайне полезно. При этом, конечно, чудес в любом случае ожидать не стоит: одно только изучение теории не сделает из читающего блестящего специалиста в организации акселерационных программ. Для успеха важен также практический опыт в проведении образовательных программ, мероприятий, работы в сфере инноваций, в целевой отрасли, на которую будет ориентирована планируемая акселерационная программа.

— Какие еще акселерационные программы, прошедшие при поддержке «Иннопрактики», проводились по модели market pull?

— После поддержки программы «Формула Биотех» нам важно было протестировать, сработает ли показавший свою результативность в сфере биотехнологий подход market pull в других областях, а также смогут ли другие команды, кроме Научного парка МГУ, успешно проводить подобные программы, является ли полученный опыт тиражируемым. Проверка этих гипотез проводилась в 2019–2020 годах в рамках программ «Формула ИТ» и «Формула Нефтегаз». Оператором программы «Формула ИТ», ориентированной на развитие проектов в сфере информационных технологий, стали коллеги из компании LOGA Group. Задача программы «Формула Нефтегаз» состояла в работе по модели market pull в области нефтесервиса. По итогам проведения программ «Формула ИТ» и «Формула Нефтегаз» можно сказать, что наши исходные гипотезы в целом подтвердились: подход market pull может использоваться в широком спектре отраслей и доступен для реализации различным командам. На основе опыта, накопленного в ходе проведения этих акселерационных программ, нам также удалось определить для себя, как целесообразно адаптировать подход market pull, работая в различных отраслях.

— Поддерживала ли компания акселерационные программы, реализующиеся по другим моделям?

— Разумеется, «Иннопрактика» поддерживает не только опирающиеся на подход market pull акселерационные программы. С 2018 года при нашей поддержке работает акселератор ED2, модель которого можно назвать классической, что подразумевает отбор в акселерационную программу команд, проекты которых находятся на определенной стадии развития (для участия в программе ED2 команда должна иметь готовый MVP — минимально жизнеспособный продукт, прототип продукта. — «Стимул»). Целевая аудитория ED2 — предприниматели, развивающие проекты в сфере дошкольного, школьного, профессионального, корпоративного и дополнительного образования, HR-tech и Talent-tech. Мы решили поддержать акселератор, работающий в такой важной сфере, поскольку, на наш взгляд, российский рынок новых образовательных проектов нуждался в интеграционной площадке. Дело в том, что для начинающих предпринимателей в сфере Ed-tech фактически было два пути: либо проходить акселерацию в непрофильном акселераторе (например, в сфере информационных технологий для проектов на стыке образования и ИТ), либо участвовать в различных конкурсах образовательных проектов, где отсутствует фокус на развитии бизнес-составляющей и часто в общем потоке рассматриваются как потенциально коммерческие, так и чисто некоммерческие проекты. Поэтому ED2 создавался как специализированный, отраслевой акселератор, нацеленный на помощь начинающим предпринимателям в сферах Ed-tech, HR-tech и Talent-tech. Считаем, что наша задумка удалась, ED2 стал системным игроком в этой сфере. Более того, ED2 становится заметен за рубежом: на участие в пятом наборе акселерационной программы претендовали стартапы из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, США. В ED2 также получают развитие российские проекты, имеющие экспортный потенциал. К примеру, приложение Dragon Family, которое получило высокие оценки жюри в рамках финала пятого набора ED2 и грант в размере 500 тысяч рублей от Moscow Seed Fund. Проект Dragon Family нацелен на развитие в игровой форме целеустремленности, самостоятельности, навыков финансовой грамотности у детей. В настоящее время приложение Dragon Family популярно у родителей как в России, так и в США.

С 2019 года «Иннопрактика» поддерживает акселерационную программу Seasons Tech в легкой промышленности. Важно подчеркнуть, что Seasons Tech не является конкурсом проектов в области футуристического дизайна — эта программа сфокусирована на поиске и развитии технологических решений в отрасли, российских инновационных продуктов, что делает ее уникальной для России.

Планируя запуск программы Seasons Tech, мы познакомили команду нового акселератора из компании «Русские сезоны» с методическими наработками, задокументированными Научным парком МГУ. Коллеги учли опыт реализации программ по модели market pull, но в итоге пришли к своему гибридному формату работы. Дело в том, что в сфере Fashion-Tech, легкой промышленности, кроме технологической составляющей для успеха проекта важна креативная составляющая, авторское видение. Поэтому в рамках первого набора программы Seasons Tech примерно половина участников работала над задачами, предложенными индустриальными партнерами программы, а половина развивала авторские проекты. При этом интеграция в акселерационную программу элементов подхода market pull помогла отобрать действительно актуальные для отрасли проекты, к примеру относящиеся к задачам устойчивого развития, уменьшения негативного воздействия модной индустрии на экологию. Вспоминается фраза члена экспертного жюри финала программы Seasons Tech, генерального директора Fashion Consulting Group, руководителя центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ Анны Лебсак-Клейманс, отметившей, что «не было ни одного "пустого" или фантазийного стартапа — все предложенные инновации практически реализуемы в ближайшем будущем».

— Анализируя разноплановый опыт «Иннопрактики» в области поддержки и реализации акселерационных программ, можно ли сформулировать резюме, обобщающее накопленный опыт?

— Проведение акселерационных программ по модели market pull — это полезная методическая находка, которая доказала свою применимость на практике. Опыт реализации подобных программ может тиражироваться в различных отраслях, однако при этом важно внимательно изучать отраслевую специфику и адаптировать общую схему проведения (варьируются сроки программы, форматы взаимодействия с индустриальными партнерами, подходы к командообразованию и другие параметры). Можно предположить, что будущее за адаптивными, гибкими, гибридными подходами, сочетающими в себе преимущества моделей market pull и technology push в целях достижения наилучшего эффекта от проведения акселерационной программы в конкретной отрасли.

— «Иннопрактика» зарабатывает на проектах, которые проходят акселерационные программы? Получает долю в проектах? В чем смысл для «Иннопрактики» поддерживать акселерационные программы?

— Для «Иннопрактики» поддерживаемые акселерационные программы имеют статус некоммерческих проектов, соответственно, на реализации таких программ мы не зарабатываем. Конечно, мы не исключаем, что накопленный опыт проведения акселерационных программ в будущем может быть задействован, к примеру, для реализации корпоративного акселератора под заказчика.

Мы видим смысл в поддержке таких программ, поскольку через их воплощение мы, как негосударственный институт развития, реализуем свою миссию — содействие росту национального человеческого капитала России посредством формирования благоприятных условий для создания новых технологий и продуктов. Таким образом, поддержка акселерационных программ полностью отвечает миссии нашей организации. При этом в каждом отдельном случае мы концентрируемся на решении различных задач: тестирование перспективных форматов и методических наработок, развитие проектов в конкретной отрасли и так далее.

— Какие акселерационные программы пройдут в ближайшем будущем при поддержке «Иннопрактики»?

— Мы ожидаем, что подход market pull получит свое дальнейшее развитие в новых запусках акселерационной программы «Формула ИТ». Эта программа работает в стратегически важной отрасли и нацелена на появление инновационных российских продуктов в таких областях, как интернет вещей, искусственный интеллект, нейротехнологии, робототехника. Мы также надеемся, что будут реализованы и другие новые акселерационные программы, которые будут применять модель market pull или ее возможные модификации.

В настоящее время проводятся новые наборы в акселератор ED2. Мы рады, что в 2020 году к развитию проектов в сфере Ed-tech, HR-tech и Talent-tech подключился Московский инновационный кластер. В партнерстве с «Иннопрактикой» коллеги провели конкурс EdTech Challenge B2B, ориентированный на проекты, работающие на корпоративных заказчиков, а в настоящее время и до 7 марта проходит набор конкурса EdTech Challenge B2C для проектов, клиентами которых являются частные лица.

При этом достигнута договоренность, что лучшие проекты, представленные на конкурсах Московского инновационного кластера, пройдут акселерацию в новых наборах ED2. Кроме того, прямо сейчас проходит новый набор в акселератор легкой промышленности Seasons Tech V.2, который продлится до 28 февраля 2021 г. Заявку можно подать на официальном сайте проекта.



Источник: Стимул (stimul.online)


Возврат к списку