Трансфер университетских технологий: мифы и реальность


14.10.2020
Трансфер университетских технологий: мифы и реальность

Высшие учебные заведения всегда были генераторами новых идей, и в наши дни актуален вопрос, как наиболее эффективно передать знания и открытия высшей школы обществу для дальнейшего использования. Рассмотрим некоторые особенности заключения сделок по передаче (трансферу) технологий от университетов.

В ходе общения на тему трансфера технологий с коллегами из образовательных и научных организаций можно услышать, что сделки с результатами интеллектуальной деятельности (РИД), принадлежащими университету, требуют согласования с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) или что подобные сделки нельзя заключать, потому что вся интеллектуальная собственность вузов принадлежит Российской Федерации. Рассмотрим, почему эти утверждения, по нашему опыту, не более чем мифы.

Сразу оговоримся, что в статье не будет подниматься вопрос о принадлежности прав на разработки университету или непосредственному исполнителю, автору. Такие вопросы на практике успешно разрешаются путем внедрения системы управления интеллектуальной собственностью и закрепления четких правил в соответствующих локальных актах 1.

В настоящее время в России университетские научные исследования в основном финансирует государство. До 2014 года права на результаты таких исследований по умолчанию также принадлежали государству, и без согласования с ним нельзя было передать права на РИД, например по лицензии.

Кроме того, согласно ряду действовавших ранее правовых актов, исключительные права на РИД были отнесены к категории особо ценного движимого имущества, которым тоже нельзя распоряжаться без согласия собственника (Российской Федерации) и осуществлявших его полномочия Росимущества и Федеральных агентств научных организаций (ФАНО) России. Эти устаревшие правовые нормы можно назвать предпосылками появления указанных мифов.

Запрет передачи прав на результаты исследований, выполненных за счет бюджетных средств, не раз освещался в профильной литературе 2. В частности, отмечалось, что «даже оформленные права на РИД далеко не всегда коммерциализируются, поскольку закрепляются за бюджетными организациями, у которых недостаточно стимулов к коммерциализации…», в связи с чем «одной из ключевых проблем на сегодняшний день является не до конца отлаженный механизм перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности к наиболее эффективному собственнику, готовому и способному эти права коммерциализировать» 3.

Однако законы постоянно меняются, и к настоящему времени часть правовых актов в этой сфере утратили силу. Теперь, в соответствии с разъяснениями Минобрнауки России и Росимущества, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности отнесены к категории «иного имущества»4 и «вне зависимости от балансовой стоимости… не могут быть определены в качестве особо ценного движимого имущества, поскольку не являются движимым имуществом»5.

Из этого следует, что университеты вправе осуществлять распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, созданный по государственному заказу, без согласия собственника. Однако при этом остается вопрос о принадлежности прав на РИД Российской Федерации.

Законодатель тоже понимает, что закрепление прав на технологию за государством как правообладателем повлечет за собой возникновение ряда специфических проблем, в том числе увеличение сроков согласования сделок о передаче технологии и снижение эффективности ее использования. В этом случае необходимо напомнить, что предусмотрено всего четыре основания для закрепления прав на РИД только за Российской Федерацией, а именно:

1. Результат интеллектуальной деятельности изъят из оборота.

2. Государство финансирует доведение РИД до стадии производства.

3. Исполнитель не обеспечил правовую охрану РИД в течение шести месяцев после окончания работ.

4. РИД создан во исполнение международных обязательств Российской Федерации.

В остальных случаях права должны быть закреплены за государством и исполнителем совместно (если результат интеллектуальной деятельности связан с обороной и безопасностью государства) либо только за исполнителем (согласно условиям госконтракта).

Законодателем также предусмотрена возможность6 безвозмездного закрепления прав на РИД, принадлежащих РФ или ее субъекту, за исполнителем работ или указанным им лицом, если результат интеллектуальной деятельности не был применен на практике (внедрен) государственным заказчиком до 1 января 2015 года.

Следовательно, по общему правилу права на разработки могут принадлежать университету и не все разработки должны быть оформлены на имя Российской Федерации. Как было показано выше, закрепление прав на результаты исследований за государством, даже если оно выступает заказчиком работ, зачастую не является обязательным.

Напоследок напомним об одном немаловажном ограничении, которое следует иметь в виду при заключении сделок по трансферу технологий: исполнитель или иной правообладатель РИД, полученных в ходе выполнения госконтракта, в том числе последующий правообладатель, обязан предоставить по требованию государственного заказчика лицензию на использование результата интеллектуальной деятельности для государственных нужд. Это положение необходимо продублировать в договоре, на основании которого осуществляется передача технологии.


1 Система управления интеллектуальной собственностью университета на примере МГУ имени М. В. Ломоносова / Метляев Д., Рагозин П. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2020. № 6. С. 17–22.

2 Сергеев А. П. Основные проблемы правовой охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации на современном этапе // Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики: Сборник научных трудов. Т. 1 / Под ред. В. Н. Лопатина. Юрайт, 2008. С. 10–17; Кененбаева Э. Коммерциализация инноваций с помощью заключения лицензионных соглашений // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2011. № 6. С. 45–49.

3 Набиуллина Э. С. Об институциональных изменениях, необходимых для развития инноваций // Этап. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-institutsionalnyh-izmeneniyah-neobhodimyh-dlya-razvitiya-innova... (дата обращения: 05.07.2020).

4 <Письмо> Росимущества от 06.04.2017 № ДС-18/13180 «Об учете федерального имущества в реестре федерального имущества».

5 <Письмо> Минобрнауки России от 07.11.2019 № МН-15/583-ЮС. «О включении результатов интеллектуальной деятельности в перечень особо ценного движимого имущества».

6 Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 31.10.2015 N 1174 "Об утверждении Правил закрепления за исполнителями работ и иными лицами исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный по государственному контракту до 1 января 2008 г. и принадлежащий Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, если государственным заказчиком не осуществлено практическое применение (внедрение) этого результата до 1 января 2015 г."

Авторы:

Дмитрий Метляев, заместитель директора дирекции по правовой работе и работе с персоналом Фонда «НИР»,

Павел Рагозин, юрист департамента по управлению интеллектуальной собственностью Фонда «НИР».



Источник: Стимул (stimul.online)


Возврат к списку