МГУ

На площадке Конгресса обсудили как превратить успехи бизнеса в национальную «мягкую силу»


04.12.2025

Участники XII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» обсудили траектории взаимодействия России с другими странами, формирующиеся под воздействием меняющейся международной обстановки. Диалог экспертов о способах повышения международной привлекательности России состоялся на территории «Наука и культура».


Модератором сессии выступила заместитель исполнительного директора – директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика» Анастасия Павленко.

Сессия «Титаны национального имиджа: роль бизнеса в формировании образа России за рубежом» была посвящена анализу наиболее эффективных методик для укрепления международного сотрудничества, формирования позитивного имиджа России за рубежом через проекты «мягкой силы» и использования коммерческих успехов российских компаний в целях достижения национального лидерства.

Как отметил Антон Козлов, начальник департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО «РЖД», сегодня важным является позиционирование деятельности компании в соответствии с ценностной «оптикой» потребителя. «Наша задача состоит в том, чтобы связать наши возможности со стратегиями иностранцев. Главное — помнить, что результата необходимо ждать долго, а работу нельзя бросать на середине», — подчеркнул эксперт.

Более подробно этот механизм описал Павел Степанов, генеральный директор ООО «Геоскан Москва». По его словам, успешная деятельность бизнеса формирует лояльную среду потенциальных клиентов и партнеров, делая российские ценности и принципы коммуникаций понятнее для контрагентов. На следующем этапе именно эта аудитория станет ключевым сторонником развития сотрудничества с Россией для максимально эффективного раскрытия ее технологического, культурного и научного потенциала.

Андрей Серов, генеральный директор АНО «Медиапрактика» и первый вице-президент АО «Газпромбанк», в своем выступлении подчеркнул важность проектов «мягкой силы»: «Задачи, связанные с имиджевым, культурным, коммуникационным, медийным влиянием – это уже не факультатив, не вопрос благотворительности – они определяют возможности экономического сотрудничества. Наш подход — не навязывать свой культурный код, а открывать молодым талантам со всего мира возможности заявить о себе и обеспечивать карьерный «лифт». Такой подход основан на взаимном уважении и продвижении общих ценностей. Это в итоге и создает мощную синергию и положительный образ России. Мы видим это на примере проектов, реализуемых совместно с «Иннопрактикой»».

Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций ГК «Росатом», отметил: «Мы не просто строим АЭС — мы создаем будущее для людей, открываем равный доступ к передовым технологиям, вместе несем ответственность за энергобезопасность партнера, объединяя мир вокруг ценностей развития, безопасности и доверия». Такой подход не только укрепляет позиции «Росатома» как лидера атомной отрасли за рубежом, но и транслирует мощный российский ДНК — сочетание инноваций, человечности и долгосрочного партнерства на 100 лет вперед.

Говоря о «российском ДНК» в более прикладной плоскости, полезным может оказаться национальный бренд, который одновременно является индикатором качества и мерой защиты от подделок. Александр Молодцов, вице-президент АО «Российский экспортный центр», обратил внимание участников дискуссии на то, что развитие таких брендов в сотрудничестве с государством облегчит доступ на мировой рынок не только компаниям с историей и репутацией, но и новым амбициозным игрокам с инновационными продуктами.

В продолжение темы Дмитрий Шишкин, основатель бренда Putin Team Russia, предложил использовать в этих целях российский триколор: «Нам есть куда стремиться в использовании в использовании триколора, цветов российского флага, в оформлении брендов, что является очень распространенной общемировой практикой. Проще говоря, нам нужен брендбук национальной символики: всему отечественному бизнесу, власти и другим стейкхолдерам».


Возврат к списку