Эксперты выяснили, как повысить привлекательность российского образования
04.12.2025
2 декабря 2025 года участники XII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» обсудили траектории взаимодействия России с другими странами, формирующиеся в условиях меняющейся международной обстановки.
Одной из тем круглого стола «Международное образовательное сотрудничество: новые форматы и возможности» на площадке территории «Образование и кадры» Конгресса стало обеспечение узнаваемости и продвижение позитивного образа российских образовательных стандартов. Модератором дискуссии выступил директор Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история» и управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин.
Во вступительном слове Иван Есин подчеркнул, что международное образовательное сотрудничество для гуманитарных проектов — это, в первую очередь, объединение усилий и выстраивание долгосрочных партнерств, а не набор разрозненных инициатив. По его словам, «российская история, язык и современное образование становятся по‑настоящему понятны и привлекательны для зарубежных партнеров там, где университеты, школы, фонды, институты развития и бизнес выходят к ним единым фронтом - с согласованной повесткой и работающими моделями, которые можно масштабировать на другие страны».
Отдельно модератор отметил важность кооперации с негосударственными институтами развития, в том числе с компанией «Иннопрактика», которая вместе с партнерами реализует международные образовательные и гуманитарные проекты. Есин подчеркнул, что подобные консорциумы – пример того, как можно соединять гуманитарные, культурные и образовательные инициативы так, чтобы они успешно работали на международный контур, формируя устойчивое доверие к российскому образованию и культуре.
В рамках своего выступления президент международной корпорации «Евразия» Фэн Яоу подчеркнул, что подготовка к открытию третьего Лектория Иннопрактики на базе Университета МЭИ-Хайнань показала: интерес иностранных студентов к русскому языку и культуре устойчиво растёт. При этом особую роль играет сочетание гуманитарных программ с востребованным инженерным образованием, традиционно сильным в России и вызывающим значительный интерес со стороны китайских партнёров.
Алексей Лебедев, директор АНО «Арт-подготовка», продолжил тему организации Школы Иннопрактики и Лекториев Иннопрактики, которые способствуют продвижению русской культуры и ценностей. Также он поделился деталями реализации проекта по продвижению программ получения творческих профессий в соответствии с российскими стандартами «Мы поддерживаем связь практически со всеми нашими выпускниками Школы Иннопрактики, представляющими уже 68 стран, следим за их успехами и надеемся, что в своей работе они и дальше будут продвигать те ценности и идеи, что узнали в России».
По мнению Андрея Корнеева, статс-секретаря – заместителя министра просвещения Российской Федерации, вся суверенная система школьного образования, созданная за последние годы, может выступать привлекательной формой обучения для стран БРИКС. Он обратил внимание, что в рамках международного сотрудничества российское ведомство предлагает бесплатно интегрировать вызывающие интерес методические решения в существующую систему просвещения той или иной страны, адаптируя под конкретные запросы литературу и другие материалы. «Наши иностранные партнеры видят достижения российских школьников на международных мероприятиях, в том числе олимпиадах, видят, что система образования не зависит от иностранного влияния, поэтому им очень интересен опыт, который мы внедрили», — отметил эксперт.
Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Россотрудничества, в свою очередь, указал на возможность экспорта не только образовательных, но и воспитательных подходов, доказавших эффективность. Также, с его точки зрения, существует возможность развития академической мобильности в сфере российского высшего образования при условии информационного сопровождения с развенчанием стереотипов о России, расширения грантовых и стипендиальных программ для иностранных студентов, а также обеспечения их последующего трудоустройства.
Другая важная сторона получения образования в России — возможность познакомиться с последними достижениями в самых разных областях науки. «Приезжающие сюда могут получить эту информацию из первых рук, в том числе участвуя в мероприятиях под эгидой РАН, — подчеркнул вице-президент Российской академии наук Степан Калмыков. — Сегодня такая перспектива очень привлекательна не только для традиционных партнеров в постсоветских странах, но и для новых партнеров в рамках БРИКС+».
К этой оценке присоединилась и Наталья Кравченко, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по просвещению и воспитанию, советник председателя правления фонда «Сколково». По словам спикера, за рубежом до сих пор силен бренд не только российской науки, но и русской инженерной школы — той среды по-настоящему глубокого погружения в мир техники, на которую была нацелена заложенная в СССР система дополнительного образования. Ее сохранение и продвижение на международной арене дает возможность создавать множество говорящих и думающих «по-русски» инженерных коллективов по всему миру.
Как отметил в своем выступлении исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ и директор Технопарка Физтех-лицея имени П.Л. Капицы Андрей Богданов, во многих государствах даже мышление собеседников российских делегаций строится особым образом. «Культурный код советской научной фантастики и мемов про «русский космос», «русский атом», «русских хакеров» до сих пор живет, и современное российское образование воспринимается через эту призму советских технологий, что дает нам замечательную возможность делиться нашим наследием», – отметил Богданов. «Поэтому особенно важным становится переосмысление и масштабирование отечественных образовательных моделей, доказавших свою эффективность на протяжении десятилетий. Так, например, в основу Всероссийского проекта методического сопровождения профильного технологического и естественнонаучного образования «Наука в регионы» легла легендарная Система Физтеха, взрастившая не одно поколение всемирно известных учёных и инноваторов. Сегодня она работает на достижение целей Технологического лидерства на уровне регионов», – добавил спикер.
Анастасия Минина, проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель проекта «Обнинск Тех» госкорпорации «Росатом», в свою очередь, рассказала о совместных с зарубежными партнерами проектах подготовки молодых специалистов для российских компаний, которые ведут бизнес в наших странах-партнерах. В работу вовлечены различные ступени образования, начиная со старших классов школы и завершая работой с преподавателями и специалистами, что позволяет осуществлять полный цикл подготовки инженерных кадров.
Российские духовно-нравственные ценности также привлекательны для зарубежных партнеров. В основе международных проектов могут быть общие ценности. Это большой потенциал для сотрудничества и объединения команд и сообществ по продвижению ценностей, считает Анна Полежаева, директор ФГБУ «Дом народов России». 2026 год объявлен Годом единства в России, и это получит свое распространение и на международный трек со стратегическими партнерами при участии вузов, молодежных НКО и медиа.