МГУ

Как быстрорастущие компании из России могут выйти на международные рынки


04.12.2025

На состоявшемся XII Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» спикеры обсудили вопрос о путях развития российского бизнеса в сложившихся экономических реалиях. С одной стороны, из-за высокой процентной ставки в России инвесторы не спешат поддерживать перспективные проекты. С другой, государство и коммерческие фонды, а также корпорации оказывают различные меры поддержки бизнесу. Часть из них касается выхода компаний на IPO и иностранные рынки. Участники круглого стола «Выход на зарубежные рынки: как сегодня быстрорастущие технологические компании решают вопрос с финансированием приоритетов развития?» рассмотрели имеющиеся возможности развития и то, как они помогают бизнесу достигать результатов не только в пределах нашей страны.

В России за последние несколько лет сложилась система финансовой поддержки быстрорастущих компаний. Как рассказал генеральный директор Ассоциации «Национальных чемпионов» Александр Лиханов, основные её инструменты — гранты на доращивание поставщиков, субсидированные ставки по кредитам, подготовка к выходу на фондовый рынок и инвестиции в капитал, которые реализуются в формате smart money.

Несмотря на развитую систему финансовых инструментов, появились новые вызовы для российских компаний. Они связаны с высокой ключевой ставкой и, как следствие, сложностями финансирования: сокращением бюджетных программ господдержки и программ финансирования крупных корпораций.

«В 2023-2024 годах темпы роста компаний составляли в среднем 30-40% в год. Так активно расти будет сложно, потому что происходит постепенное исчерпание импортозамещающих ниш», — констатировал Александр Лиханов.

Он предположил, что у российского бизнеса есть два варианта развития. Первый — привлечение инвестиций в капитал. По такому пути, согласно опросу Ассоциации «Национальных чемпионов», готовы проследовать 51% её членов. Компании планируют воспользоваться средствами частных инвесторов в ближайшие три года. Но высокая ставка по вкладам и депозитам заставляет инвесторов быть осторожными: они не готовы вкладываться в рискованные проекты.

Другой возможный путь для российских компаний — выход на зарубежные рынки. И здесь есть успешные примеры. «Около 20% выручки компаний-«национальных чемпионов» приходится на работу с зарубежными странами. Совместно с компанией «Иннопрактика» мы активно ведём работу с зарубежной инфраструктурой. У нас большой опыт сотрудничества с Китаем, Индией, ЮАР», — подчеркнул директор Ассоциации «Национальных чемпионов».

Помимо поддержки быстрорастущих компаний, государству и его институтам необходимо мотивировать инвесторов вкладываться в российские доходные проекты, считает первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова. Привлекательными для инвесторов могут быть темпы роста компаний, а также сопричастность к создаваемым в стране инновационным технологиям.

«И это тоже, наверное, надо воспитывать в инвесторе. Он вместе с технологическими компаниями создаёт свои решения внутри страны — это мотивирует. Кроме того, есть государственные программы, которые стимулируют инвесторов вкладывать в высокотех, в том числе и льготы по НДФЛ. Если инвестор держит деньги в бумагах высокотехнологичных компаний не менее трёх лет, их можно освобождать от НДФЛ», — рассказала Наталья Попова. Она подчеркнула, что «Иннопрактика» предлагает обращать внимание на высокотех как инвесторов, так и институты развития. «Думаю, это долгосрочный тренд, которому ничего не будет мешать. Главный фокус нашей страны сейчас — это проекты технологического лидерства», — резюмировала Наталья Попова.

О том, на какие меры поддержки могут рассчитывать сегодня российские компании, рассказали несколько участников круглого стола. Одна из них — уникальная программа «доращивания» поставщиков корпораций, реализуемая Минэкономразвития РФ. Оператором программы выступает АНО «Центр поддержки инжиниринга и инноваций».

«Российский производитель получает гранты на то, чтобы разработать и создать производство нового продукта. Делается это не под абстрактный рынок, а под конкретный гарантированный спрос крупнейших корпораций-заказчиков. Они активно участвуют в реализации этой программы. Корпорации выбирают, кому оказать поддержку, дают оценку потенциального спроса на будущий продукт, согласуют технические требования к нему. И что самое важное, они участвуют в приёме того продукта, который будет разработан, даже на промежуточных этапах», — объяснил суть программы «доращивания» поставщиков генеральный директор «Центра поддержки инжиниринга и инноваций» Павел Дворниченко.

В программе участвуют более 50 корпораций, таких как «Газпром», «Роснефть», «РЖД», «Росатом». Объём выданных грантов — порядка 22 млрд руб., их получили 130 проектов. А объём гарантированного заказа в отношении разрабатываемых изделий превышает 430 млрд руб. То есть более чем в 20 раз выше бюджетных средств, которые выделены на разработку новых продуктов.

«Уже четверть компаний завершила свои проекты и заключила договоры с заказчиками. 5 млрд руб. — это уже фактическая выручка от тех продуктов, которые были разработаны с нашей поддержкой. Модель работает. Профинансированное нами ПО управления процессами уже применяется на атомных электростанциях, а уникальный комплекс лазерной сварки трубопроводов эксплуатируется на объектах Газпрома», — привёл примеры Павел Дворниченко.

Также «Центр поддержки инжиниринга и инноваций» предлагает новую меру поддержки — компенсацию части затрат при выходе российских компаний на IPO. Уже есть проекты, которые воспользовались этой возможностью.

В Москве высокотехнологичные компании получают, кроме финансирования, экспертную поддержку и помощь в привлечении инвесторов. В столице несколько лет работает программа «Венчурная академия», слушатели которой узнают об основах венчурных инвестиций и о том, как правильно проводить экспертизу проекта.

«Мы представляем несколько стартапов из пула «Московского инновационного кластера», который сегодня объединяет порядка 40 тысяч компаний. Выбираем проекты, готовящиеся к новым раундам инвестиций, проводим их анализ и даём экспертную оценку. Наши слушатели, опираясь на полученные знания, самостоятельно оценивают проекты и принимают решение, готовы ли они участвовать в сделке. Выходя из нашей программы, слушатели точно знают, что они — инвесторы, и готовы участвовать в новых сделках, полностью понимая всю процедуру и механику работы на венчурном рынке», — отметила Юлия Поволоцкая, генеральный директор Московского венчурного фонда и заместитель генерального директора фонда «Московский инновационный кластер».

Эта программа оказалась очень востребована за пределами Москвы. Опытом «Венчурной академии» фонд поделился с представителями Дальнего Востока, Урала, Сибири, Поволжья, Северо-Западного округа. Программа реально работает и позволяет привлекать на венчурный рынок новых игроков.

У инвесторов по-прежнему сохраняется интерес к высокотехнологичным и быстрорастущим компаниям в России, уверена Наталья Логинова, директор департамента по работе с эмитентами ПАО «Московская Биржа». Они хотят инвестировать в перспективные технологии, но про эти технологии им должен кто-то рассказывать. Спикер отметила, что проблема публичного рынка заключается в недостаточной известности компаний. Пока компания мала, о ней осведомлён лишь узкий круг стейкхолдеров. Логинова предложила совместно работать над популяризацией технологических компаний и активнее рассказывать о разрабатываемых в России и достигающих успеха технологиях.

Также директор департамента подчеркнула, что у «Московской Биржи» действует несколько бесплатных программ, помогающих компаниям пройти обучение и подготовиться к IPO. Она добавила, что треки для каждой технологичной компании могут быть разными, и каждым из них можно и нужно пользоваться, поскольку барьеров для этого нет. Более того, по наблюдениям Натальи Логиновой, многие участники круглого стола готовы оказывать бизнесу поддержку.

Выступление Натальи Коротченковой, статс-секретаря — заместителя генерального директора АО «Корпорация «МСП» было посвящено конкретным мерам поддержки малого и среднего бизнеса.

Спикер обозначила ключевые финансовые инструменты для технологических компаний. Особый акцент был сделан на результатах: с 2022 года льготные кредиты получили более 350 предприятий на сумму около 60 млрд руб. «В этом году мы совместно с Минпромторгом запустили программу для производителей станков и роботов, уже сейчас поддержку получили несколько десятков компаний», — отметила Коротченкова.

Также спикер обратила внимание на системную работу Корпорации МСП в части расширения рынков сбыта продукции, в частности, на контроль квоты закупок у МСП: «Мы видим, что квота работает в течение 10 лет. Объём рынка для российских компаний МСП в прошлом году составил 9,6 трлн руб.».

Наталья Коротченкова подчеркнула, что контроль соблюдения квоты осуществляется Корпорацией МСП и уполномоченными органами регионов в отношении более 11 тысяч заказчиков. «Для увеличения объёма закупок заказчиками реализуются программы «выращивания» поставщиков. В программах «выращивания» участвуют более 170 заказчиков, 46% субъектов МСП — участников программ «выращивания» активно участвуют в закупках. За время реализации механизма «выращивания» с ними было заключено 144 договора на сумму 6,43 млрд руб., а также 19 офсетных договоров на сумму 7,053 млрд руб. и объемом инвестиций более 1,6 млрд руб.», — поделилась спикер.

В завершении своего выступления Наталья Коротченкова отметила, что в фокусе Корпорации МСП всегда находится предприниматель. Именно на его развитие нацелены все инструменты и меры поддержки.

Один из ярких примеров того, как российская ИT-компания смогла из стартапа стать публичной и создать технологический стэк — IVA Technologies. Проект активно пользовался всеми мерами поддержки, которые предлагало государство и различные фонды. Сегодня решения IVA Technologies, которые обеспечивают безопасные корпоративные коммуникации, используют более 635 крупных компаний.

«Каждый этап получении мер поддержки был вызовом. Потому что каждая организация, которая её оказывает, предъявляла к нам очень большой список требований. И чтобы им соответствовать, нужно было перерасти себя. Мы учились оперативному управлению и, в целом, приобретали эту практику публичности», — вспомнил генеральный директор IVA Technologies Станислав Иодковский.

Компания на днях закрыла сделку с Вьетнамом, в данный момент ведёт работу с ЮАР и рядом других стран. «Мы активно призываем всех к взаимодействию, консолидации, синергии. Вместе мы сможем сделать намного больше, чтобы реализовать технологический суверенитет», — заметил Станислав Иодковский.

У российских компаний есть хорошие перспективы выйти на рынок африканских стран, считает Фана Хлонгване, партнер Ассоциации «Национальных чемпионов» в Южно-Африканской Республике. По его словам, молодое поколение Африки требует экономического освобождения, призывая к предоставлению африканским странам реальных возможностей контролировать свои ресурсы, развивать местную экономику и навыки.

По мнению спикера, чтобы закрепиться на этом рынке, российским компаниям необходимо инвестировать в приоритетные для Африки отрасли: сельское хозяйство, технологии, инфраструктуру, новые источники энергии, производство, добычу и обогащение полезных ископаемых, логистику, повышение эффективности работы портов, образование.

«Самое главные условия успешной работы в Африке — сотрудничество с местными партнёрами, создание рабочих мест, учёт стратегических интересов отдельных стран и всего континента. Такой подход позволяет найти правильных партнеров в Африке для совместной работы. И, поверьте мне, на нашем континенте есть возможность партнёрства с местными государственными и частными структурами, в том числе и для поиска инвестиций», — подчеркнул Фана Хлонгване.

В России не хватает специалистов по международному развитию бизнеса, особенно для малознакомых рынков дружеских стран, где иная бизнес-культура, другой менталитет и свои барьеры входа. Поэтому государству, которое сейчас много инвестирует в поддержку экспорта, стоит также инвестировать в такие компетенции и специализированную инфраструктуру поддержки на местах, считает Алексей Филимонов, исполнительный директор НАТТ.

«На мой взгляд, было бы очень правильно также выстраивать на этих рынках сети разного рода партнёров, которым российские компании смогут доверять, открывать на базе таких партнёров специализированные хабы для поддержки выхода на рынки. Чтобы можно было прийти на новый рынок и избежать грубых ошибок, потерь ресурсов и времени», — предложил Алексей Филимонов.

Негосударственный институт развития «Иннопрактика» уже создал хаб в Китае, скоро будет запущен аналогичный проект в Индии, и в перспективе подобная структура появится в ЮАР. Такие хабы очень нужны российским компаниям, которые уже определились с продуктом для внешнего рынка и моделью продаж на нём, заметил Дмитрий Титов, первый вице-президент компании «Аквариус».

«Это то, что позволяет бизнесу частично снимать расходы, поскольку продать высокотехнологичную продукцию несложно. Сложно потом её обслуживать. Никому не интересно, чтобы вы просто продали что-то на внешнем рынке и исчезли. Туда надо заходить на десятилетия. А для этого надо там создавать полностью инфраструктуру, которая будет дальше обслуживать клиентов. Иногда это можно делать с дилерами и разного рода посредниками. Но, в целом, всё равно это должен быть свой собственный капитал и своя база, которая позволит защищаться от агрессивного чужого рынка», — заключил Дмитрий Титов.


Возврат к списку