Применение робототехники в транспортной отрасли может существенно сократить затраты на персонал в условиях дефицита кадров


12.12.2024

Как объединение усилий отраслевой науки, профильных ведомств, машиностроительных производств и транспортно-логистических комплексов может способствовать повышению плотности роботизации обсудили на экспертной сессии «Индустрия 4.0: робототехника как инструмент повышения производительности транспортной отрасли в условиях дефицита кадров» в рамках XI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес».

Сессия организована при поддержке АО «НИИАС».

Роботизация – неотъемлемая часть индустрии 4.0, в которой подход к производству основан на массовом внедрении информационных и коммуникационных технологий в промышленности, автоматизации производственных процессов и распространении искусственного интеллекта.

Особое внимание национальному проекту «Средства производства и автоматизации» уделил Александр Львов, заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга РФ, сфокусировав внимание на основной задаче, поставленной президентом РФ - войти в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации. Также спикер раскрыл ключевые аспекты мер государственной поддержки.

Учитывая большое количество участников и различные направления деятельности, транспортная отрасль может стать одним из флагманов в модернизации промышленности с ускоренным переходом к применению современных средств производства – мехатронных и робототехнических систем и устройств.

Подтверждением тому, являются направления деятельности холдинга «РЖД», которые охватывают широкий спектр бизнес-процессов, включающий в себя помимо непосредственно процесса перевозки массу обеспечивающих процессов, таких как проектирование и строительство, обслуживание и ремонт, снабжение, складское хозяйство и многое другое.

По мнению Владимира Андреева, начальника департамента технической политики ОАО «РЖД», большое количество бизнес-процессов в свою очередь открывает широкие возможности для автоматизации. И здесь необходимо отметить, что РЖД давно и успешно этим занимается. «В то же время все наши процессы, как основные, так и обеспечивающие, постоянно совершенствуются и оптимизируются исходя из реалий внутренней экономики предприятия. В настоящее время перед нами все острее встает вызов, связанный с дефицитом кадров. Рекордно низкий уровень безработицы в нашей стране и стремительно развивающиеся высокотехнологичные направления являются отличным инструментом оптимизации технологических процессов, использование которых в свою очередь позволяет не только нивелировать воздействия кадрового голода, но и в значительной степени повысить производительность труда и безопасность на предприятии. Кроме того, необходимо учитывать, что мы уже живем в эпохе цифровой трансформации, когда традиционные подходы к ведению бизнеса уступают место новым технологиям и инновациям. Одной из наиболее значимых тенденций последних лет является концепция Индустрии 4.0, которая подразумевает глубокую интеграцию цифровых технологий, интернета вещей, искусственного интеллекта, автоматизации и роботизации в производственные процессы», - заметил Владимир Андреев.

Директор департамента проектирования – главный конструктор ТЦ ПАО «КАМАЗ» Айрат Фасхутдинов поделился стратегией роботизации производства, планами по развитию и расширению роботизации дочерних предприятий, а также отметил важность комплексной системы обучения и развития компетенций в области робототехники, начиная со школьной скамьи, на примере опыта ПАО «КАМАЗ».

На необходимость роботизации процессов на железной дороге ввиду ключевых вызовов обратил внимание заместитель генерального директора АО «НИИАС» Владимир Кудюкин. «В перспективе, внедрение робототехнических комплексов позволит построить сквозной технологический процесс доставки грузов и сформировать соответствующую роботизированную экосистему, что характерно для так называемой Индустрии 4.0: Робот использует трехмерные модели вагонов от системы диагностики, беспилотный локомотив общается с роботом синхронизируя скорость, и далее...», - сказал Владимир Кудюкин.

Спикер привел несколько примеров технических решений, которые в ближайшие два года будут введены в эксплуатацию. Среди них – робототехнический комплекс для расцепки вагонов при роспуске составов на сортировочной горке, роботизированная система отпуска автоматических тормозов и выявления трещин литых деталей тележек и комплексных пар грузовых вагонов; роботизация процесса экипировки тепловозов дизельным топливом и другие.

Виктор Толмачев, директор – заместитель председателя правления Консорциума Робототехники и Систем интеллектуального управления, предоставил информацию о лидирующих мировых трендах робототехники в 2024 году, ключевых технологиях развития отрасли, а также рассказал о структуре и экосистеме Консорциума робототехники.

Генеральный директор АО МГК «ИНТЕХРОС» Сергей Коновалюк, как один из представителей производителей робототехнических комплексов, поднял проблему интеграции роботов в существующие технологические и производственные процессы конечных потребителей. Для этого необходимо разработать обеспечивающие технологические процессы, направленные на интеграцию и внедрение робототехники, сервисное обслуживание и обучение кадров заказчика по разработанным и разрабатываемым учебным программам как на самих средствах автоматизации, так и на учебно-тренировочных комплексах. «Как показала практика, необходимо обучать не только операторов, но и руководителей работ и обслуживающие подразделения», - заметил Сергей Коновалюк.

Спикер акцентировал внимание на требованиях к сервисной службе роботов на территории заказчика: просторное место для выполнения сервисных работ, наличие запасных частей на складе, обученные ремонтные бригады и многое другое.

Юлия Белова, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ), доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ, поделилась результатами исследования по определению ключевых эффектов роботизации как способа увеличения производительности труда и рассказала о барьерах в сфере роботизации. Спикер отметила нехватку инженеров разного профиля для разработки, производства и внедрения роботов. По ее словам, помимо объективных барьеров роботизации промышленности, существуют и субъективные - руководители предприятий на стороне спроса часто не понимают для чего им нужны роботы, у них есть предубеждения, что роботы не способны справиться с нужными задачами, а у некоторых есть страх перед роботизацией производств.

Актуальную тему подготовки кадров подняла Алиса Сотникова, преподаватель кафедры «Мехатроника и Робототехника» МГТУ «Станкин», заместитель директора ООО «Степень Свободы». «Главным двигателем отраслевой науки и подготовки кадров является наличие профессорско-преподавательского состава из отраслевых компаний, задействованного по совместительству», - выделила Алиса Сотникова. Важным фактором, по мнению спикера, является обучение и прохождение практики обучающимися на базе того оборудования, которое эксплуатируется в отрасли – на чем они будут работать в будущем.

О ключевых технологиях беспилотной системы управления рассказала Любовь Сладкова, доктор технических наук, профессор кафедры «Наземные транспортно-технологические средства» Российского университета транспорта (МИИТ). По ее словам, будущее беспилотных систем управления напрямую зависит от подготовки кадров и поделилась своим мнением о необходимости менять структуру образовательного процесса. «Образовательный процесс должен быть выстроен на целом комплексе дисциплин, которые будут способствовать развитию беспилотных наземных технологических транспортных средств», - обозначила эксперт. Кроме этого, спикер отметила, что университет вплотную занимается научной деятельностью в этом направлении - исследования связаны с исключением возможных рисков при эксплуатации наземных транспортных средств, которые присутствуют в настоящее время.

Директор дирекции проектов развития АНО «Инновационный инжиниринговый центр» Евгений Ярославский рассказал о роли организации как межотраслевого интегратора. «Взаимодействие строится через сеть совместных Координационных советов и Проектных офисов по принципу работы – «от потребностей заказчика», а не «от возможностей производителей». Основной задачей Проектного офиса является нахождение и «доращивание» производителя актуальной для корпорации продукции до технико-экономических параметров, необходимых заказчику. Координационный совет обеспечивает соблюдение баланса интересов заказчика и производителя: «гарантии» выкупа продукции против достижения заданных технико-экономических характеристик, а также экономической целесообразности реализации проекта: консолидация спроса, привлечение мер господдержки», – заметил Евгений Ярославский.

Спикер также рассказал о запущенных механизмах государственной поддержки производителей посредством ПП РФ №392 и поделился планами о запуске целевой отраслевой программы для транспортного машиностроения с Минпромторгом РФ, в том числе для перспективных проектов по разработке и внедрению мехатронных и робототехнических систем с коллегами из транспортной отрасли.

Подводя итоги, модератор сессии Ольга Мудрова, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), отметила, что роботизация представляет собой основную магистраль повышения производительности труда и перехода к индустрии 4.0. «Существует необходимость в формировании программы модернизации технологических процессов и создания индустриальных центров компетенций по робототехнике, в том числе в транспортной отрасли», - выделила модератор.

Интерес к экспертной сессии проявили институты развития, представители ОАО «РЖД», научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, производители средств автоматизации и малой механизации, робототехнических систем и устройств, программного обеспечения.


Возврат к списку