Пути укрепления технологического лидерства в России: роль образования и квалифицированных кадров
В рамках ХI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» эксперты обсудили цепочку подготовки специалистов «школа – ссуз/вуз – предприятие» и возможное ее усиление на каждом этапе.
Представители науки, бизнеса, институтов развития и госструктур собрались на круглом столе «Актуальные вызовы технического образования в России» для выработки предложений по системному обеспечению наукоемких отраслей квалифицированными кадрами.
Модератор круглого стола, автор и ведущий программы «Российский радиоуниверситет» на «Радио России» и «Радио «Культура» Дмитрий Конаныхин сфокусировал дискуссию на обсуждении эффективных программ для учителей, роли ссузов в подготовке специалистов, а также на ключевых аспектах сотрудничества образовательных учреждений с индустриальными партнерами.
О федеральной программе «Профессионалитет» и системе СПО рассказал Александр Бугаев, первый заместитель министра просвещения РФ. Он отметил, что «Профессионалитет» ориентирован на подготовку специалистов, востребованных на производстве. В рамках проекта предприятия могут запрашивать нужные кадры по необходимым им компетенциям. «Этот проект направлен на то, чтобы максимально сблизить обучение молодых специалистов и запросы промышленных предприятий по подготовке кадров, – пояснил спикер. – И речь идет специалистах рабочей сферы, о людях, создающих то, что называется национальным благосостоянием нашей страны».
Кроме этого, Александр Бугаев напомнил присутствующим, что по инициативе Президента РФ в России начинается масштабная модернизация колледжей и техникумов. «Это необходимо для того, чтобы подготовить специалистов в современных условиях. Программа «Профессионалитет» нацелена на создание такой среды, ведь сейчас большинство студентов ссузов — выпускники 9 и 11 классов, которым нужны новые, не побоюсь этого слова, модные образовательные пространства», – уточнил первый заместитель министра просвещения РФ.
Александра Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России, затронул тему проведения школьных образовательных олимпиад и других интеллектуальных соревнований. По его мнению, чрезвычайно важно своевременно выявлять одаренных ребят, помогать им активно развиваться и овладевать техническими компетенциями. По его словам, Минобрнауки России совместно с Министерством просвещения продолжают совершенствовать олимпиадное движение и разрабатывать льготы и привилегии для победителей и призеров. Александр Ведехин также отметил, что талантливые учащиеся в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» могут развить и довести до первых инвестиций свой проект. А также получить грант на 1 млн рублей невозвратных средств от Фонда содействия инновациям на развитие стартапа.
Одним из удачных образовательных проектов, подчеркнул Александр Ведехин, является начинание негосударственного института развития «Иннопрактика» и МФТИ. Проект «Наука в регионы» нацелен на развитие кадрового научно-технического потенциала в регионах России и способствует повышению мотивации школьников учиться инженерно-техническим профессиям.
Дмитрий Вишневский, ректор Донбасского государственного технического университета, рассказал о том, как ДонГТУ реализует программу ранней профориентации по инженерным специальностям. В сотрудничестве с производственными компаниями-партнерами сформированы инженерные классы. Для школьников 7-8 классов на базе университета проводятся олимпиады и факультативы, которые углубляют и дополняют школьную программу. Также для ознакомления школьников с металлургическим производством проводятся экскурсии на предприятия. Для студентов ДонГТУ организуются лекции и встречи со специалистами и сотрудниками, что способствует повышению мотивации к обучению. Улучшение материально-технической базы вузов содействует успешной реализации программы.
Кадровый вопрос, по мнению участников сессии, в настоящий момент все-таки остается одним из самых актуальных для промышленных предприятий и всех высокотехнологичных отраслей России. Нехватка квалифицированных специалистов и рабочих — серьезная задача, решение которой требует совместных усилий всех заинтересованных сторон. Даже такая мощная госкорпорация как «Роскосмос» не в состоянии решить ее самостоятельно. По словам Дмитрия Шишкина, директора административного департамента госкорпорации «Роскосмос», компания «активно участвует в различных программах подготовки кадров, стремясь укрепить лидерство в космической отрасли и обеспечить технологический суверенитет страны. Однако, самая сложная задача — развитие проектных инициатив. У нас есть опыт работы со студенческими и молодежными бюро, лабораториями, но это направление нуждается еще в серьезном развитии».
Мнение коллеги разделила Мария Дмитриева, руководитель методологии создания образовательных решений корпоративного университета ПАО «Газпром нефть»: «С каждым годом работа по привлечению молодежи только усиливается и на нее уходит большее количество ресурсов. Если пять лет назад большая часть работы была потрачена на внутреннее удержание сотрудников, то сейчас акцент смещается именно на привлечение молодых специалистов». «Газпром нефть» использует свой ключевой проект — «Лигу вузов» (47 университетов, включая зарубежные), благодаря которому значительно сократился разрыв между вузовской подготовкой и реальными потребностями бизнеса. В рамках этого проекта разрабатываются уникальные магистерские программы. «Параллельно развивается сотрудничество с колледжами, сфокусированное на улучшении инфраструктуры в регионах присутствия компании», – подчеркнула Мария Дмитриева.
В ходе дискуссии эксперты подняли важный вопрос о том, чем именно мотивировать будущих специалистов не только прийти в отрасль, но и остаться в ней. По мнению Дмитрия Подольского, канд. психол. н., доцента НИУ ВШЭ, эксперта ВШГУ РАНХиГС: «Пока не будет сигнала, что человек нужен стране – никакого суверенитета не будет, потому что понимание технологического суверенитета находится у людей в голове. Поэтому важно показывать молодежи, что компании мотивированы интегрировать новые идеи и разработки. Таким образом эти сигналы будут очевидны, а проекты не останутся только на бумаге».
Этот тезис поддержал и Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ. На его взгляд, для будущего ученого, специалиста, инженера, который пойдет работать в реальный сектор, необходимы три ключевых компонента: первое – понимание того, что он, как специалист, нужен нашей стране и чем он в дальнейшем будет заниматься, на каких предприятиях и заводах работать, второе – мотивация для обучения, третье – построение системы, благодаря которой будет возможна передача практических знаний от опытных специалистов к молодым. Андрей Богданов также рассказал о новом проекте Физтеха, самом большом в России школьном Технопарке Физтех-лицея имени П.Л. Капицы, посвященном естественно-научным и техническим дисциплинам, в котором на сегодняшний день работают более 58 лабораторий.
Своим опытом работы с молодежью поделился Павел Купреев, генеральный директор ЛАБСС.РФ (партнер Федеральных проектов в образовании и здравоохранении), победитель президентской премии МЫВМЕСТЕ-2023 и лидерского проекта АСИ: «Мы поняли, что одним из эффективных инструментов является работа с выпускниками и со студентами, поэтому пошли по вузам. За год мы пообщались с 60 студентами и только с шестью продолжили работу в рамках своих треков. Вот такая конверсия. Мы дали студентам возможность отыграть совершенно разные роли в рамках наших продуктов, что позволило быстро понять, еще будучи на студенческой скамье, кем они видят себя. Это необходимо для того, чтобы ребята заняли именно то место, на котором они себя считают наиболее эффективными».
Выступление экспертов круглого стола завершил Владимир Радченко, руководитель и основатель проекта «Воздушно-инженерная школа», заведующий лабораторией Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В. Скобельцына, он отметил: «За 14 лет мы воспитали поколение молодых специалистов, которые сейчас составляют ядро проекта. Сегодня многие из них работают на отечественных высокотехнологичных предприятиях, обладают знаниями о современных технологиях и программном обеспечении, и с удовольствием делятся этими знаниям с юными участниками проекта. Успех «Воздушно-инженерной школы» также связан с проведением недельных интенсивов, где школьники, под руководством студентов, создают свои первые ракеты и аппараты. Это способствует непрерывному развитию проекта».
Круглый стол, организованный при поддержке госкорпорации «Роскосмос», подтвердил важность обеспечения технологического лидерства через подготовку квалифицированных кадров для наукоемких отраслей в России. Участники мероприятия подчеркнули необходимость усиления всех этапов образовательной цепочки – создание условий для раннего выявления и развития потенциала молодежи, актуализацию программ повышения квалификации для учителей и педагогов, а также укрепление роли средних специальных учебных заведений в подготовке профессионалов.