На XI Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес» обсудили перспективы трансфера российских высоких технологий на рынки БРИКС
10 декабря в Москве прошел XI Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес». На сессиях территории «Технологическое предпринимательство» речь шла о задачах российской инновационной промышленности в условиях экономических, технологических, информационных вызовов и риска дефицита финансирования, успешных практиках бизнеса и механизмах государственной поддержки.
В обсуждениях были рассмотрены темы восстановления полного инновационного цикла для роста российской экономики и выхода компаний на рынки стран БРИКС, роли институтов развития в реализации «сквозных» проектов, трансфера технологий в реальный сектор экономики через синхронизацию всех участников инновационного процесса.
На одном из круглых столов обсуждалась тема создания полюсов притяжения для «национальных чемпионов» в странах БРИКС. Ассоциация «Быстрорастущих технологических компаний (национальных чемпионов)» — профильное деловое объединение, созданное в 2019 году. На данный момент развитие проекта происходит в формате партнерства компании «Иннопрактика» и Российской венчурной компании (РВК), входящей в структуру Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Сегодня 124 компании из разных отраслей промышленности являются участниками проекта. Частные быстрорастущие высокотехнологические компании представляют собой особый сектор российского бизнеса с растущим влиянием на реальный сектор экономики страны. Особенность этого делового объединения — его мультиотраслевой характер. Национальные чемпионы занимают конкурентные позиции в своих наукоемких нишах и имеют перспективы глобального или отраслевого лидерства.
В настоящее время эксперты прогнозируют рост интереса компаний-«национальных чемпионов» к работе на зарубежных рынках. Это связано, с одной стороны, с перспективами исчерпания импортозамещающих ниш на внутреннем рынке, с другой – с готовностью партнеров из стран БРИКС реализовывать равноправное сотрудничество по проектам, направленным на взаимное достижение технологического суверенитета.
Модератор круглого стола Анастасия Павленко, заместитель исполнительного директора – директор по стратегическим партнерствам компании «Иннопрактика» сфокусировала дискуссию на теме построения эффективной кооперации между крупным бизнесом и высокотехнологичными компаниями для работы на зарубежных рынках, перспективах трансфера технологических компетенций между странами БРИКС, возможностях сотрудничества стран БРИКС в целях достижения ими технологического суверенитета.
Кирилл Комаров, первый заместитель генерального директора – директор блока по развитию и международному бизнесу госкорпорации «Росатом» подчеркнул важность экспорта не только технологий, но и целей их применения. «В 2016 году на климатическом саммите ООН мы пытались рассказать, что чистое и зеленое мировое будущее невозможно построить без атомной энергетики. Тогда мы были, собственно, неадекватно восприняты. Прошло 8 лет в нашей активной работе, когда мы действительно по всему миру вместе с нашими союзниками объясняли, почему атом важен. И сейчас уже 50 стран мира подписали обязательство в три раза увеличить атомные мощности к 2050 году», – рассказал о достижениях «Росатома» в этом вопросе Кирилл Комаров.
Тему важности донесения своей позиции до партнеров в других странах продолжил Андрей Безруков, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета: «Нам необходимо иметь в ключевых странах точки присутствия, постоянно стучаться в двери потенциальных клиентов. Это очень важно, и нам нужна поддержка, в том числе со стороны государства. Также надо сделать так, чтобы работало межуниверситетское сотрудничество. Это значит, что ключевые российские университеты должны искать партнеров, на которых мы в следующем поколении сможем опереться. Это те страны, где уже сейчас отношение к нам позитивное, которые понимают, зачем мы им, как мы усиливаем их национальную безопасность, их энергетику и так далее».
Развивая мысль о выходе российского высокотеха на экспорт, Павел Степанов, генеральный директор компании «Геоскан Москва», высказал тезис о важности комплексного взаимодействия отечественного бизнеса и власти в решении этого вопроса. «Компании одной двигаться очень тяжело: она сталкивается с конкуренцией — опытными иностранными компаниями, у которых не только технологии, но и финансовое плечо, плечо ИТ-платформ, плечо субподрядчиков, подрядчиков. Нам крайне не хватает этой комплексности. Поэтому мы все больше усилий сейчас вкладываем в кооперацию с другими технологичными компаниями, чтобы предлагать более комплексные решения. Также из практики видим, что для потенциальных партнеров важен вопрос подготовки специалистов. Я уверен, что площадка взаимодействия между российскими вузами и нашими партнерами в дружественных странах, безусловно, станет хорошим стимулом для развития образования, с одной стороны, а с другой стороны – для развития бизнеса и движения на уровне государства. Мы разрабатываем и планируем в ближайшее время открывать несколько наших R&D-центров уже на международных площадках, чтобы привлекать и готовить специалистов. Это вызывает самое главное – доверие наших зарубежных партнеров», – сообщил Павел Степанов.
Игорь Ляпунов, генеральный директор группы компаний «Ростелеком-Солар», поделился мнением о необходимости выхода на новые рынки сбыта для развития внутреннего продукта: «Нам надо научиться работать во внешнем мире, где мы — всего лишь одни из претендентов. Да, у нас есть уникальный опыт защиты от атак на всю цифровую инфраструктуру страны, да, у нас есть успешные технологии. Но как нам дальше с этим опытом выйти за рубеж? Сейчас российские технологии, конечно, продаются, но не так, чтобы мы могли захватить весь рынок кибербезопасности. Чтобы работать и продавать на международном рынке, стоит учиться. Это колоссальная точка роста. И первое, что нам нужно – это внутренняя конкуренция. Второе – для развития серьезных технологий российского рынка очень мало. У нас всего 140 миллионов населения и небольшое количество крупных компаний, поэтому мы не получаем правильного клиентского опыта. Жизненно необходимо идти на мировой рынок за конкуренцией, за новой «кормовой базой».
Тезис о необходимости присутствия в зарубежных странах продолжил Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion: «Русские хакеры – международный бренд, который можно использовать точно так же, как французское вино или швейцарский сыр. И с этой темы можно начать разговор с зарубежным заказчиком. Но для продолжения важны уже совсем другие вещи. Нужно сидеть «на пороге у клиента». То есть, речь идет о представительстве, которое будет работать за рубежом для наших компаний».
Андрей Маслов, директор центра изучения Африки НИУ ВШЭ дал рекомендации экспортерам по выходу на рынки БРИКС на примере Южно-Африканской Республики: «Важно проделать большую работу по формированию спроса и требований к тем решениям, которые вы предлагаете и мы предлагаем. Потому что «коробочные решения» там никто покупать не будет. Сроки, объемы, бюджеты, в общем, все нужно придумывать самим и проводить эту закупку буквально с самого начала. То есть, от зарождения идеи о том, что продукт нужен, до идеи проведения тендера на этот продукт».
Владимир Нелюб, проректор по научной деятельности ДВФУ отметил важность не только экспорта, но и импорта высоких технологий: «Сегодня коллеги говорили про то, как хорошо экспортировать технологию. Да, для «национальных чемпионов» это правильно. Но таких компаний очень мало, к сожалению. Поэтому надо думать и о том, как привозить технологии к нам в Россию. И для этого сейчас есть окно технологических возможностей: ДВФУ организовал в Китае сеть техноброкеров и научился покупать китайские лицензии. Задача нашего центра трансферных технологий – глубокая локализация этих лицензий. Таким образом, для наших компаний лицензии станут уже российскими».
Мехри Алиев, директор Российско-китайского научно-исследовательского центра цифровой экономики (РКЦЦЭ) рассказал о возможностях, которые открываются у экспортеров с услугами центра: «Центр выступает институтом развития и может выделять гранты под перспективные российские разработки для дальнейшей коммерциализации в Китае. Это сумма до 3 млн юаней. Сумма небольшая, и в целом мы позиционируемся как площадка для тестирования гипотезы. То есть, не всем продуктам или компаниям надо выходить на китайский рынок. Именно через этот инструмент мы тестируем первую гипотезу, гипотезу MVP».
Подводя итоги круглого стола, спикеры согласились, что сейчас самым главным для российского высокотеха являются: поиск собственных уникальных решений по выходу в каждую из стран БРИКС, консолидация российских игроков для предложения российскому рынку целого комплекса услуг, совершенствование мер государственной поддержки «национальных чемпионов» и компаний-экспортеров.