Блогеры, телешоу и современное кино как способы донесения традиционных ценностей до молодежи
Виды искусства, с помощью которых творческая молодежь формулирует термин «совокупный суверенитет», оказались в центре внимания участников круглого стола «Творческая молодежь переводит «совокупный суверенитет» на свой язык» X Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес».
Они обсудили, как кинематограф, блогосфера, телешоу и событийный маркетинг влияют на сохранение традиционных ценностей среди подрастающего поколения россиян.
Тема популяризации традиционных ценностей среди молодежи была одной из ведущих тем Конгресса с 2017 года. Изменение геополитической обстановки приводит к переоценке взглядов и изменению способов трансляции ценностей через культуру и искусство.
В новой Стратегии национальной безопасности говорится, что поддержание «духовно-нравственных идеалов и культурно-исторических ценностей, талант народа лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны», а значит, способствуют и обретению совокупного суверенитета страны. Участники круглого стола обсудили на примере реальных кейсов, как помогать творческой молодежи реализовывать свой потенциал и как не мешать ей.
Наталья Попова, первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика», рассказала, как благодаря реалити-шоу «Вызов» на ТНТ молодые ученые становятся лидерами мнений. «Они уже доказали свой талант в науке. А в рамках шоу могут заявить о себе и своих научных проектах. Глядя на них, другие ребята понимают, что могут быть полезны стране, ее экономике и при этом транслировать свои ценности».
В общественном сознании существует миф, что большая часть молодых людей мечтает стать блогерами. А с этим также связано мнение о том, что блогеры аполитичны и не всегда способны выразить свою гражданскую позицию. Если создать условия для генерации подходящего контента, то участники блогосферы могут подключиться к обсуждению серьезных тем, убеждена Алина Зиннатуллина, генеральный директор ООО «Инсайт Люди». Алина поделилась кейсом, когда ее агентство организовало мероприятие для молодежи в День России (12 июня) в Санкт-Петербурге. Блогеры создали много интересного контента в рамках этого события, благодаря чему удалось пообщаться на тему патриотизма с молодежью на понятном ей языке.
«Соцсети и блогерские проекты дают творческой молодежи возможность добраться до потенциальных инвесторов. То есть, это способ получить быстрый доступ к людям, принимающим решения», - отметила Анна Дунаева, координатор проекта «Разгон».
У подрастающего поколения есть запрос на поиск новых смыслов. И кинематограф способен дать их молодежи, уверен Федор Попов, генеральный директор ООО «ВГИК-Дебют». В ситуации, когда иностранные кинокомпании ушли с российского рынка, у отечественных режиссеров появилась хорошая возможность обратиться к молодежной аудитории. Но, что важно, и подрастающее поколение можно вовлечь в создание кино. «Это то искусство, которому необходимо учиться. Мы сейчас даем возможности для реализации творческих идей молодежи: проводим международные фестивали и образовательные программы».
При административной поддержке кинематографа нередко снимаются фильмы, которые получают очень небольшие сборы в прокате. «Это неэффективно с точки зрения трансляции смыслов», - уверен Денис Соловьев, заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК». Спикер рассказал, как «НОВАТЭК» совместно с другими корпорациями и «Иннопрактикой» выработали свой способ поддержки талантливой молодежи. Компании сообща выделяют бюджет на развитие проектов в сфере искусства. Но финансирование получают те соискатели, чьи идеи соответствуют ценностным установкам организаторов. Кроме этого, творческие люди должны вложить и собственные средства в реализацию проектов. Они вносят какую-то часть, а остальное финансируют частные компании. В этом случае, по мнению Дениса Соловьева, обе стороны заинтересованы в конечном результате и донесении своих смыслов и ценностей до аудитории.
«Творческая молодежь должна стать теми, за которыми пойдут следующие поколения. Эта молодежь выковывает примеры для других», - убежден Андрей Кондауров, ветеран СВО, участник реалити-шоу «Вызов» на телеканале ТНТ.
Творчество позволяет также транслировать глобальные человеческие ценности, которые разделяют люди из разных стран мира. Один из успешных примеров подобного опыта есть у Школы Иннопрактики. Это международный проект, в котором на базе ведущих творческих вузов России Школа проводит сессии для студентов из разных стран мира. С 2020 года в них поучаствовало 212 человек из 48 стран. «Благодаря этому представители разных специальностей – художники, актеры, композиторы, режиссеры – прикасаются к культурному коду России. И они, как мне кажется, уезжают немного другими людьми в свои страны», - подчеркнул Алексей Лебедев, куратор Школы Иннопрактики и директор АНО «Арт-Подготовка».
Молодежь активно обсуждает использование искусственного интеллекта для реализации разных проектов. Но искусственный интеллект, как считает Эдуард Сапсай, координатор цифровых проектов АНО «Медиапрактика», никогда не сможет заменить менталитет человека. Однако, ИИ и нейросети вполне можно использовать для решения прикладных задач.
Участники сессии сошлись во мнении, что у молодежи есть свое понимание «совокупного суверенитета» и «языки» для межкультурного диалога. Если медийно поддерживать молодых ученых, инноваторов и творческих людей, обучать их и предоставлять площадки и медиаресурсы, то они способны транслировать серьезную ценностную повестку на широкую аудиторию как в России, так и за ее пределами.