Российские спорттех: потенциал импортозамещающих технологии и необходимость поиска инвестиций


15.12.2023

Модератор круглого стола, руководитель направления «Инновационные спортивные технологии» компании «Иннопрактика» Андрей Сельский отметил, что в 2023 году компания «Иннопрактика» провела исследование российского рынка высокотехнологичных проектов в спорте (рынка спорттех).


Результаты исследования показывают «осторожный оптимизм» компаний и государственных игроков на данном рынке. Вера в растущую потребность в инновационных решениях для спорта и потенциал замещения ушедших западных игроков сочетается с некоторым скепсисом в отношении объема рынка и технологической и методической базы.

По мнению Андрея Сельского, внимание к рынку спорттеха связано как с предстоящими в 2024 году в России «Играми будущего», так и с общим экономическим вектором на импортозамещение. Он отметил, что для развития спорттеха необходимо регулярное междисциплинарное взаимодействие, так как сейчас часть вопросов относится к ведению различных ведомств.

Владимир Волошин, спортивный предприниматель, рассказал об основных трендах на рынке спорттеха в России. Он отметил, что в текущем году подтвердилась правильность стратегий тех компаний, которые изначально решили развивать собственные технологии и бренды. При этом импортозамещение стало для предпринимателей стимулом к поиску новых рынков. «Когда нам могут отключить ПО в любой момент – стали думать, как эти риски нивелировать», - отметил Владимир Волошин. Немаловажно, что для многих предпринимателей спортивные технологии являются скорее хобби, а не бизнесом.

Руководитель Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования (АПЭОСТО) Анна Максимова сообщила о том, что Минпромторг работает над адаптацией мер поддержки для МСП. «Предприниматели спорттеха ждут, что в 2024 году все обсуждения, которые велись в 2023-м, воплотятся в конкретные указы и законотворчество. Мы внимательно следим за мерами поддержки. Сейчас обсуждается снижение требований для получения мер поддержки со стороны МСП. Претендовать на поддержку смогут предприятия численностью от 5 человек. Они смогут получить от 30 до 70 млн и должны будут показать двукратное увеличение выручки в диапазоне от 3 до 5 лет», – проанонсировала готовящиеся инициативы Анна Максимова.

Важность этого решения подчеркнул руководитель направления «Инновационные спортивные технологии» компании «Иннопрактика» Андрей Сельский, заметив, что по результатам проведенного исследования, 75% проектов в области спорттеха имеют менее 30 сотрудников в штате, а значит не могут претендовать на меры поддержки, если они не изменятся.

Другим важным аспектом развития рынка спорттеха может стать приход институциональных инвесторов. Анна Чунина, руководитель проектного офиса Агентства инноваций Москвы отметила, что столица является флагманом по работе с инновациями, в том числе и в отрасли спорттеха.

«Мы провели конкурс Sporttech. Это технологии и решения для спортсменов, включающие 6 поднаправлений: кибер-спорт, спортивная медицина и безопасность спортсменов, фиджитал, технологии для монетизации спорта, продукты для вовлечения в массовый спорт, приложения и платформы для спортивной индустрии. Это был успешный трек – 16 проектов выбрано для пилотирования. Стратегический партнер конкурса ЦСКА уже забрал 9 из них для реализации», - отметила Анна Чунина.

Руководитель Всероссийского конкурса и акселератора «Спорттех» Анастасия Преображенская обратила внимание на то, что полностью копировать опыт зарубежных акселераторов не стоит, потому что они не совсем подходят для российской практики, так как используются разные подходы.

Кирилл Орлов, основатель проекта SportDots, прошедший через акселератор «Спорттех», отметил, что сейчас в спорттех стартап-индустрии доминируют ИТ-стартапы, и мало внимания уделяется компаниям, разрабатывающим физические продукты – новые материалы, изделия и технологии. «Инвесторам непонятно как пилотировать «хардовые» решения, потому что ИТ проще масштабировать. А тут приходится иметь дело с производством, компонентами, и все это надо найти и произвести. Поэтому, по их мнению, стартап у нас в стране должен быть сразу прибыльным и сам себя обеспечивать», – озвучил ситуацию на рынке Кирилл Орлов. По его словам, акселерационные программы позволяют начинающим предпринимателям сэкономить деньги, которые можно вложить в развитие бизнеса, а одна из основных задач для российского рынка спорттеха – показать ценность внедрения новых технологий в спорте.

Заместитель генерального директора Федерации хоккея России Александр Кикнадзе подчеркнул комплексность технологических решений, стоящих за таким видом спорта как хоккей, а также необходимость учета различий в подходах к созданию продукции для разных сегментов спорта - профессионального, детско-юношеского, массового, любительского. Он также отметил важность научного обеспечения технологических проектов в спорте, в том числе междисциплинарных исследований на базе МГУ имени М.В. Ломоносова.

В завершении круглого стола участники наметили перспективы повышения «технологической зрелости» ключевых российских заказчиков товаров и услуг в спортивной сфере, а также возможности продвижения российских проектов спорттех за рубежом в текущих условиях.


Возврат к списку