На Конгрессе молодых ученых обсудили подготовку технологических кадров со школьной скамьи
Первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова выступила модератором круглого стола «Развитие человеческого капитала со школьной скамьи» на Конгрессе молодых ученых в Парке науки и искусства «Сириус».
В своем вступительном слове она отметила, что согласно последнему опубликованному рейтингу Всемирного банка, Россия входит в топ-10 государств по росту человеческого капитала за последние 10 лет. Ключевой параметр оценки – высокие результаты школьников на выпускных экзаменах. Однако распределение по регионам этих результатов неравномерно, что может сдерживать инновационное и промышленное развитие страны.
«Роль школы и учреждений дополнительного образования в формировании личности ученого, исследователя, инженера или режиссера, писателя, спортсмена -- тех людей, которых мы называем социальными индикаторами, ролевыми моделями российского общества, огромны. Но также очень важно создать инфраструктуру, помогающую распознавать таланты со школьной скамьи, развивать и сопровождать их до достижения профессионального уровня, вовлекая в этот процесс вузы, государственные структуры, бизнес. Поэтому компания «Иннопрактика» уделяет внимание проектам, ориентированным на поддержку школьников, студентов, и сопровождает создание условий для подготовки нового поколения специалистов и достижения технологического суверенитета страны», – сказала Наталья Попова.
Участники дискуссии, среди которых были представители органов власти, ведущих российских вузов, лицеев, некоммерческих структур, молодежных организаций и сообществ, поделились опытом развития кадрового потенциала страны от школьного до профессионального уровня. Эксперты рассказали об инновационных методиках в системе общего среднего образования, современных формах дополнительного образования и способах мотивации школьников. В ходе дискуссии были намечены шаги, необходимые для формирования нового поколения исследователей, инженеров, разработчиков и подчеркнута роль популяризации науки и технологий для детской и молодежной аудитории. На круглом столе выступили министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева, губернаторы Хабаровского края Михаил Дегтярев и Ивановской области Станислав Воскресенский, ректоры МФТИ Дмитрий Ливанов и НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко, генеральный директор Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы и ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев, директор президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич и другие.
Министр высшего образования и науки Валерий Фальков в своей речи акцентировал внимание на глобальной задаче, стоящей перед вузами - подготовки кадров не только для достижения технологического суверенитета страны, но и в целях гармоничного пространственного развития России. «Нужно создавать в регионах такие условия, чтобы выпускники школ не уезжали в другие субъекты. В качестве примера можно привести дальневосточный трек государственной программы «Приоритет 2030», которая помогла регионам Дальневосточного федерального округа преломить отрицательную тенденцию по оттоку молодежи», – отметил министр.
Другой пример успешной образовательной инициативы – «Наука в регионы» – привел ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. Проект, основанный на уникальной системе Физтеха, реализуется вузом совместно с Фондом развития Физтех-школ, Физтех-лицеем им. П.Л. Капицы и компанией «Иннопрактика». «Эта программа охватывает 47 регионов России. В ней приняло участие свыше 15 тыс. школьников, обучение ведется в более чем 250 профильных классах и кружках. Качественная подготовка учителей из региональных школ – основная задача проекта. После прохождения курсов повышения квалификации учителя занимаются с детьми углубленным изучением профильных предметов и готовят ребят к олимпиадам и государственным экзаменам. Успеваемость участников программы увеличилась на 30%, каждый второй школьник стал призером олимпиад, а результаты ЕГЭ выросли в среднем с 60 до 80 баллов. Благодаря этому выпускники становятся студентами ведущих региональных технических вузов страны», – подчеркнул Дмитрий Ливанов.
В завершение дискуссии Наталья Попова отметила, что сильная система образования напрямую связана с экономическим развитием страны и консолидация усилий государства, бизнеса и образовательных учреждений позволит создать благоприятную среду для развития человеческого капитала, который в свою очередь обеспечит технологическую независимость России. «Надеюсь, что те меры и действия, связанные с поддержкой талантливой молодежи, которые сегодня были озвучены, будут закреплены реальными проектами, реальными действиями», – подытожила Наталья Попова.
Фото: Сергей Кулаков/ Фонд Росконгресс.