Цифровые кочевники и корпорации с открытым контуром: как найти пути сотрудничества


14.12.2021

Участники круглого стола «Человекоцентричность и корпорации с открытым контуром: какие точки роста в новых условиях?» обсудили влияние цифровых технологий на рынок труда в постковидной экономике, появление гибких форматов командного взаимодействия, сочетающих очную и дистанционную работу, и воздействие их на работу компаний с открытым контуром.


Мероприятие состоялось на площадке VIII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступают компания «Иннопрактика» и МГУ имени М.В. Ломоносова.

Николай Долгов, директор по развитию платформы «Профессионалы 4.0» ПАО «Газпром нефть», представил результаты исследования, согласно которым можно составить портрет современного фрилансера и особенности его взаимодействия с корпорациями. В первую очередь это специалисты в области ИТ и цифры, но также маркетологи, бизнес-аналитики, эйчары, финансисты. Большинство из них совмещает платформенную занятость с постоянной работой. Когорта «цифровых кочевников» (перетекающих от проекта к проекту) пока не так велика – всего 7% от всех фрилансеров, представленных на платформе. Результаты исследования развенчивают мифы о том, что фрилансеры не могут работать в командах и результативны лишь на краткосрочных проектах. 78% фрилансеров готовы к коллаборациям, а практика работы в командах по 2-3 человека для них стандартна. Средний срок реализации проектов с их участием составляет 2-3 месяца, но нередки и более долгие (до 9 месяцев), как, например, создание информационной онлайн-площадки для обмена опытом по разработке ачимовских нефтяных залежей. Развитие культуры привлечения фрилансеров корпорациями дает новые возможности специалистам из российских регионов.

«В ближайшие год-два можно ожидать рост спроса крупных компаний на услуги самозанятых и фрилансеров, - полагает Николай Долгов. - Все больше талантливых людей смогут находить работу в России, а не где-нибудь на зарубежных платформах. Однако требуется снять законодательные ограничения для того, чтобы корпорации могли заключать договоры с фрилансерами и самозанятыми, не опасаясь юридических последствий».

В этом Николая поддержала Юлия Ужакина, генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома»: «Нам как как крупной корпорации очень нужен опыт работы на гибком рынке труда, с фрилансерами. Это станет одним из элементов построения человекоцентричной компании. Фокус на человекоцентричности позволяет создать новую корпоративную культуру. Она принесет новое понимание коллективной работы, создаст среду непрерывного развития для сотрудников, а также будет отражать их стремление приносить пользу социуму».

«Молодое поколение при выборе места работы все больше задумывается, что хорошего для мира и страны делает работодатель, какова миссия и ценности, которые он исповедует, - отметила Анна Львова, директор по персоналу «Севергрупп». - Без внятной ESG-повестки сегодня крупный бизнес просто не может существовать. Но проекты, связанные с этим, могут и должны также стать мощнейшим рычагом вовлечения сотрудников в корпоративную культуру компании».

Не менее важным фактором является цифровизация процессов. «Цифровые системы меняют корпоративную культуру всех компаний. К примеру, присущее многим менеджерам деление на микро-задачи при планировании явно сформировалось под влиянием таск-трекеров, – полагает Николай Жучков, руководитель проектного офиса открытых инноваций Почты России. - А пользователи в свою очередь переносят опыт использования мобильных приложений в офлайн, предъявляя все более высокие требования к скорости обслуживания. Это выдвигает новые задачи для таких корпораций, как наша. Поэтому мы становимся более открытыми, начинаем активно сотрудничать с вузовской наукой, привлекать стартапы, чтобы решить, к примеру, вопросы автоматизации сортировки посылок. Безусловно, тренд на открытость будет главенствовать в наступившем десятилетии, в цене будут корпорации с открытым контуром».

Елена Коннова, начальник управления по работе с персоналом подразделений поддержки и контроля, вице-президент Банка ВТБ, рассказала об опыте цифровой трансформации в банковской сфере. Во главу угла встали быстрое создание и доставка клиентам новых сервисов, максимальная цифровизация, переход на безбумажное делопроизводство. «Значительно возросли интенсивность цифровых коммуникаций и ценность времени как ресурса. Сейчас уже нормой считается 15-16 видеозвонков в день. Опоздать хотя бы на минуту на видеоконференцию стало считаться дурным тоном», - поделилась наблюдением Елена Коннова.

А Юрий Алашеев, учредитель фонда «ТилТех Капитал», председатель совета директоров ГК «Агама», отметил, что в новой социальной реальности возросла роль навыка самоорганизации и даже самоуправления работников, ведь многие компании строят свою бизнес-стратегию на инициативности коллектива. «У нас по итогам пандемии онлайн-продажи сильно выросли и заняли больше трети в общей структуре продаж, однако для этого не было издано ни одного директивного документа, это результат инициативной деятельности самих сотрудников!» - уточнил Юрий Алашеев.

Подводя итоги дискуссий Екатерина Мацкевич, советник генерального директора ПАО «Газпром нефть», отметила, что в центр построения диджитал-экосистем в любом случае должны ставиться человеческие ценности.


Возврат к списку