Онлайн vs традиционные форматы культуры?


09.12.2020

Участники дискуссии «Глобальные ценности 4.0: культурный «перформанс» в условиях COVID-19» в рамках VII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступают компания «Иннопрактика» и МГУ имени М.В. Ломоносова, обсудили состояние культуры и искусства в контексте изменений, произошедших под влиянием пандемии коронавирусной инфекции и ограничений парадигмы общечеловеческих ценностей.

По словам первого заместителя генерального директора негосударственного института развития «Иннопрактика» Натальи Поповой, именно ценности влияют на формирование и развитие человеческого капитала и, как следствие, делают государство конкурентоспособным. «Впервые мы затронули эту тему на нашем Конгрессе три года назад. Исследуя глобальные ценности совместно с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, мы пришли к выводу, что, невербальные формы, например, искусство, позволяет представителям любой нации на чувственном и интуитивном уровне расширить понимание ценностей. Поэтому в 2017 году мы задумали проект «Глобальные ценности», миссией которого стало принятие мировым сообществом существования и значимости глобальных ценностей, их гуманитарной и социокультурной основы (как главных параметров цивилизационного полюса). Целью проекта стало формирование разделяемого всеми понимания того, что национальные проекты и цивилизационные идентичности отдельных стран должны быть сформулированы таким образом, чтобы они развивались с намерением единения, а не эффектом противоречия», - сказала Наталья Попова.

Ситуация изоляции во время пандемии COVID-19 оказалась неожиданной, так же, как и некоторые эффекты, которые она за собой повлекла. Один из них, по мнению директора по стратегическому развитию бренда MY.GAMES (Mail.ru Group), директора инвестиционного подразделения MRGV Ильи Карпинского, - возросший интерес к игровой индустрии. «У людей стало больше свободного времени, а игры – это дешевый и доступный способ развлечений. Сегодня мы наблюдаем дефицит живого общения, которое игры пытаются компенсировать. Они стали для людей не только развлечением, но и местом событий, инструментом самовыражения», - добавил спикер.

Заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК», директор департамента развития коммуникаций Денис Соловьев отметил, что у людей появилось больше времени и возможностей для того, чтобы выбирать, что именно им интересно. «Трансформировались не сами ценности, а рядность ценностных ориентиров. На первое место вышли эмпатия к культурной сфере», - сказал Денис Соловьев.

Несмотря на тяжелые условия, возникшие из-за пандемии COVID-19, компания СИБУР приняла для себя принципиальное решение сохранить весь запланированный объем поддержки. «Более того, мы точечно поддержали ряд творческих коллективов, которые оказались в особо тяжелой ситуации в связи с пандемией», - особо подчеркнул член правления ПАО «СИБУР Холдинг», управляющий директор по административной поддержке бизнеса и связям с государственными органами ООО «СИБУР» Алексей Козлов. Спикер также отметил, что компании удалось сохранить уникальные творческие коллективы в регионах своего присутствия, что дает уверенность в быстром восстановлении культурной жизни общества после окончания пандемии.

Ректор Корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев уверен, что некоторые практики из опыта работы учреждений культуры вполне могут быть применимы и к современному бизнесу. А исполнительный вице-президент АО «Газпромбанк» Андрей Серов полагает, что сейчас креативная индустрия представляет большой интерес с инвестиционной точки зрения: «Бизнес понимает, что благодаря взаимодействию с ней можно выстроить совершенно новые форматы сотрудничества».

Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский в свою очередь, отметил, что в период пандемии стали выстраиваться очереди в книжные магазины, и это говорит о возросшем интересе к культуре. С ним согласен ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский: «В условиях, когда театральный зал может быть заполнен только на 25%, произошел качественный скачок. В зале теперь актер, который не может не выходить на сцену, и зритель, который не может не прийти».

Важный вопрос, который возник в окончании дискуссии: смогут ли онлайн-форматы заменить существующие очные формы культуры и искусства? Директор АНО «Русские сезоны» Алексей Лебедев однозначно уверен: никогда ни один виртуальный музей или театр не заменит живое искусство, взаимодействие артистов и публики, общую атмосферу. Остальные участники и зрители дискуссии, отвечая на этот вопрос в ходе голосования, во мнениях разделились: 46% – ответили «да», 46% – «нет», 8% – «не знаю». Таким образом, в споре тех, кто считает онлайн-форматы способными серьезно потеснить традиционную культуру, и несогласных с этим тезисом пока что ничья.


Возврат к списку