Цифровая трансформация образования: путь длиной в 3 года был пройден за период пандемии


09.12.2020

Участники круглого стола «Образование на карантине» первого дня работы конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» обсудили вопросы информатизации и цифровизации школьного образования. В частности, как региональная информационная инфраструктура справилась с переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией. Основной интерес вызвал опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, где несколько лет назад при поддержке компании «Иннопрактика» начала создаваться цифровая образовательная платформа.

Как рассказал директор департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры Алексей Дренин, регион в марте 2020 года оказался технически готовым к внедрению цифровой образовательной среды. На руку сыграло и то, что в конце 2019 года здесь удалось провести масштабное обучение педагогов, поэтому возникшая на начальном этапе проблема перегрузки дистанционного формата обучения была решена всего за два дня, в том числе за счет увеличения серверных мощностей. «Для оперативной отработки всех негативных сигналов была создана тематическая группа в Вайбере, в которой на данный момент уже около 20 тысяч пользователей, - продолжил Алексей Дренин. - Наш весенний опыт очень помог и сейчас, когда потребовалось перевести на дистанционное обучение около 30 процентов обучающихся. Родители также оценили преимущества личного кабинета, где можно не только узнать домашние задания и оценки ребенка, но и получить аналитику его успеваемости». В сентябре 2020 года ГИС Югры заняла первое место в номинации «Образование» Всероссийского конкурса региональной информатизации, финал которого состоялся на форуме «ПРОФ-IT.2020».

Этот удачный опыт оказался востребован в других регионах, в частности, в Нижегородской области. Министр образования, науки и молодежной политики Сергей Злобин отметил, что построение информационной системы по образцу ХМАО привело к качественному развитию управления системой образования. Единая региональная платформа способствует созданию и накоплению «больших данных» в сфере обучения, что было немыслимо еще пару лет назад. У руководителей разного уровня появились возможности едва ли не в режиме онлайн оценивать те или иные аспекты образовательной деятельности, на основе анализа принимать управленческие решения. «Из кризиса, вызванного пандемией, отрасль образования выходит с новыми перспективами и взрывной цифровой трансформацией», - резюмировал Сергей Злобин.

По мнению, Александра Кондакова, генерального директора ООО «Мобильное электронное образование», региональные кейсы таких «передовиков», как ХМАО и Нижегородская область, предвосхитили появление федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и обязательно должны быть учтены при его реализации. «Я полагаю, что, если бы не пандемия, мы шли бы к сегодняшним результатам не меньше двух, а то и трех лет. Постепенно консерватизм учителей, в то же время со стороны детей и родителей отношение к цифровому контенту меняется в позитивную сторону», - отметил спикер.

Тему деятельного участия бизнеса в преодолении негативных последствий «коронакризиса» поддержал управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский: «Опросив большое количество педагогов, мы обнаружили, что на первом месте основных сложностей для учителей — проверка домашних заданий, так как это трудоемкий, рутинный и очень затратный по времени процесс». По мнению эксперта, требуются направить большие усилия на то, чтобы вернуть ответственность за качество образования родителям и самим ученикам, при этом современные сервисы, предлагаемые разработчиками, помогут решить главную задачу – минимизацию рутинных действий. К примеру, одна только автоматизация проверки домашних заданий способна увеличить качество как этой операции, так и образования в целом.

В свою очередь подключение технологической платформы «Сириус» к проведению школьных этапов олимпиад вывело их на качественно новый уровень. Об этом рассказал заместитель руководителя образовательного Фонда «Талант и успех» – руководитель учебно-методического центра Алексей Горбачев. «Мы надеемся, что уже в следующем году большинство регионов смогут воспользоваться нашей платформой. Это даст новые возможности школьникам нашей страны, в каком бы отдаленном месте они ни находились и станет еще одним шагом к построению эффективной системы выявления юных талантов», - добавил Алексей Горбачев.

«В условиях нехватки учителей информатики, дефицита айти-специалистов, остро стоят задачи подготовки цифровых навыков преподавателей. Такие проекты как «Цифровая профориентация», «Урок цифры», безусловно, востребованы, но очевидно, что их не хватает и требуются меры для более широкого «цифрового просвещения», в чем может помочь современный бизнес», - добавила директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Валентина Куренкова.

Подводя итоги дискуссии, участники отметили, что в период пандемии российские школы были поддержаны не только органами власти, но и бизнесом. В открытом доступе появилось множество качественного образовательного контента. Ранее начатые работы по созданию цифровой образовательной среда в регионах-передовиках позволили нивелировать негативные последствия ограничений из-за коронавируса. Однако требуются новые усилия – ментальные, законодательные, технологические, – чтобы продолжить цифровую трансформацию российской системы образования.


Возврат к списку