Система образования России выдержала удар пандемии: цифровая трансформация должна продолжаться
В рамках VII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступают компания «Иннопрактика» и МГУ имени М.В. Ломоносова, состоялся дискуссионный клуб «Учительская онлайн: новые правила и новые компетенции».
В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой школы по всей стране стали активнее применять дистанционный формат обучения, а существующий тренд на цифровизацию образования получил еще более мощный импульс. Иными словами, пандемия стала своего рода «триггером» для развития цифровой образовательной среды, ускорила те процессы, которые начали развиваться в системе образования еще до распространения COVID-19 и начала самоизоляции. Ведь дистанционные технологии обучения стали появляться еще в начале 10-х годов, причем как в государственном, так и в частном секторе. Во многом благодаря этому к периоду пандемии в нашей стране функционировало сразу несколько образовательных платформ, которые смогли «подхватить знамя» дистанционного обучения у тех, кому это срочно потребовалось.
В своем выступлении Игорь Васильев, губернатор Кировской области, руководитель рабочей подгруппы по направлению «Образование», рабочей группы «Образование и наука» Госсовета РФ, отметил, что в целом образовательная сфера справилась с вызовом пандемии, и новый опыт помог осмыслить векторы дальнейшей цифровизации. К примеру, в Кировской области уже несколько лет успешно действует «Центр дистанционного образования детей», чья роль неоценима в работе с сельскими школами (хотя этим далеко не исчерпывается). Однако сводить «цифровизацию» только к дистанционным формам обучения было бы некорректно. Ее важнейшая задача – индивидуализация образовательной траектории для каждого школьника. И здесь особую роль играют классные руководители, которые видят способности ребенка и имеют возможность дать родителям соответствующие рекомендации. В Кировской области платформа регионального навигатора дополнительного образования служит технологическим подспорьем для классных руководителей при формировании индивидуальных образовательных траекторий. «Мы не знаем, где родится будущий Ломоносов: в маленькой деревне или большом городе, - но наша задача предоставить ему доступ и все возможности нашей образовательной системы», - сказал Игорь Васильев.
Андрей Милехин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения РФ, согласился с особой ролью классного руководителя в образовательном процессе, подчеркнув, что развитие воспитательных компетенций педагогов является предметом особой заботы министерства. Цифровая образовательная среда действительно позволяет индивидуализировать отдельные аспекты обучения. Для ее развития одним из важнейших методов является сбор и тиражирование лучших практик действующих учителей со всей страны. Помимо очевидных минусов, которые привнесла в нашу жизнь пандемия, нельзя не отметить и переосмысление ряда феноменов. Наблюдался дефицит живого общения между педагогами и учениками, дети действительно соскучились по школе, и в сентябре пришли туда с особыми чувствами. В свою очередь, у родителей возросло уважение к учительскому труду, поскольку за время «дистанта» многие из них увидели, как велика роль педагога, как много знаний требуется ему получить, чтобы поддерживать диалог с современными школьниками. «Мы все, как мне кажется, поняли большую роль живого общения, ценность очного взаимодействия. Ничто не может заменить живое общение с педагогом, а цифровая образовательная среда – это лишь помощник для него», - отметил Андрей Милехин.
Выступившие во время дискуссии учителя подтвердили, что пандемия не привела к радикальному слому привычных моделей, и при этом, благодаря открытию многих научных, образовательных, просветительских платформ, значительно выросли возможности образования. «Мы с учениками теперь можем дистанционно побывать на лекции интересующего нас преподавателя Гарварда», - привел пример учитель информатики и ИКТ, и.о. директора московской «Цифровой школы» Петр Зуев.
А Мария Владыкина, преподаватель информатики и ИКТ ГАОУ «Школа Иннополис», поведала о появившейся возможности персонализированных моделей обучения для школьников. При внедрении новых форм, в том числе дистанционных, важно заранее обговорить их смыслы, снять напряжение и вопросы, тогда образовательный процесс пройдет эффективнее, поделился своим опытом Артем Мамылин, учитель английского языка екатеринбургской гимназии №210 «Корифей».Директор школы «Летово» Михаил Мокринский обратил внимание на появившуюся острую необходимость дифференциация учащихся по опыту самостоятельной организации обучения. К сожалению, опыт пандемии показал, что у большинства школьников такой опыт еще только формируется, и потому 70% родителей оказались буквально втянуты в образовательный процесс, сообщила Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной Родительской Ассоциации. Некоторые из них восприняли это негативно, что спровоцировало появление мифов о «тотальном дистанте» и «ужасах цифровизации». По мнению Марии Шевченко, требуется формирование культуры коммуникаций в цифровой среде, нового распределения ролей семьи и школы, когда образовательная организация четко выстраивает все процессы, а родители создают психологическую атмосферу и инструментарий для учебы.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что система образования в России достойно выдержала удар пандемии. Вопреки некоторым слухам не произошло массового перехода на «дистант» (сейчас в России менее одного процента школ полностью закрыто на карантин). Зато, невзирая на границы между регионами, появилась неформальная система взаимоподдержки между учителями. И эту новую тенденцию, безусловно, нужно поддерживать. В то же время, стала очевидной необходимость изменения устаревших образовательных процессов и пересмотра неактуальных методик преподавания, в связи с чем становится актуальным обсуждение и принятие новых федеральных образовательных стандартов на горизонте ближайших двух-трех лет.