«Иннопрактика» подвела итоги исследования практик работы с инновациями в крупных российских компаниях


20.10.2020

Не все корпоративные инструменты работы с инновациями приживаются в российских компаниях одинаково хорошо. Однако отставание в их освоении по сравнению с международными корпорациями может сократиться, а на смену стадии экспериментов с ними должно прийти построение полноценных инновационных экосистем. К таким выводам пришли авторы исследования практик работы с инновациями в крупных российских компаниях, проведенном компанией «Иннопрактика» по заказу ОАО «РЖД» и при поддержке Министерства экономического развития РФ. Презентация результатов исследования прошла в рамках «Открытых инноваций» 20 октября.

Цель исследования – анализ практик работы с инновациями в крупных российских компаниях, их сопоставление с наиболее успешным зарубежным опытом и выявление возможностей повышения эффективности инструментов инновационного развития. Основой для анализа стали интервью с представителями 20 крупнейших российских компаний, в числе которых «Росатом», «Аэрофлот», «Ростелеком», «Вымпелком», «Сбербанк», «МТС», «Газпром нефть», «Норильский никель», «Россети», «Северсталь», и ведущими экспертами в области инноваций, а также большой пласт российских и зарубежных источников.

Российские корпорации активно экспериментируют с различными инструментами работы с инновациями. Пока часть инструментов используется нашими крупными компаниями с большой охотой, часть — нет. Например, сейчас можно говорить о пике интереса к корпоративным акселераторам и программам цифровой трансформации. В тоже время крайне мало число действующих корпоративных венчурных фондов, слабо используется потенциал создания спин-оффов и технологических партнерств, неразвито корпоративное предпринимательство. Крупному российскому бизнесу не хватает амбициозных технологических задач, которые могли бы форсировать инновационное развитие, и внимания собственников, в том числе государства, к формированию долгосрочных конкурентных преимуществ, основанных на инновациях.

По словам первого заместителя генерального директора «Иннопрактики», общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Натальи Поповой, исследование показало значимость корпоративной культуры: «Выяснилось, что лучше всего мы заимствуем то, что можно построить на основе кодифицированного знания: элементы инновационной инфраструктуры, процедуры и управленческие схемы. Сложнее обстоит дело с неявным знанием — неотъемлемой составляющей корпоративной инновационной культуры, корпоративного предпринимательства, истинной, а не прописанной в формальных инструкциях, мотивации участников инновационного процесса и их и ценностей. Поэтому формированию корпоративной культуры, благоприятной инновационному развитию, стоит уделять особое внимание».

В проведенном «Иннопрактикой» исследовании даны рекомендации по повышению эффективности инструментов работы с инновациями. «Крупному российского бизнесу пора переходить от освоения инструментария работы с инновациями к его масштабному использованию. Поэтому результаты исследования могут стать основной дискуссии и выработки идей для нового этапа государственной инновационной политики по отношению к крупному бизнесу, в формировании которой Минэкономразвития будет играть активную роль», - отметила заместитель министра экономического развития Российской Федерации Оксана Тарасенко.

Ознакомиться с результатами исследования можно по ссылке


Возврат к списку